17 июня 2024
194
Первым промышленным образцом аккумуляторной топливной системы с электронным управлением без мультипликаторов давления, названный Common Rail (“Общий путь”, т.е. общая для форсунок магистраль, аккумулятор), явилась совместная разработка фирм Robert Bosch GmbH, Fiat, Elasis, реализованная в 1997 г. В настоящее время работы над CR ведутся во всех фирмах-производителях ТПА и круг законченных разработок быстро расширяется. Вместе с тем разработки таких систем велись с 70-х годов, причем именно в России, наиболее удачно.
На рис. 1.89 представлен внешний вид основных механических элементов автомобильной CR R.Bosch, а на рис. 1.90 – ее размещение на дизеле. Такие системы не усложняют головку цилиндра, как насос-форсунки, легче, чем любые другие компонуются на двигателях различных кинематических схем. Привод ТНВД – любого типа, он не испытывает острой импульсной нагрузки. К числу функциональных элементов относятся и нагнетательные  трубопроводы от аккумулятора до форсунок: в отличие от бензиновых систем без них не удается обойтись. Они имеют длину 150...240 мм, что в сочетании с длинными каналами современных форсунок приводит к образованию сложных волновых процессов. Без их точного расчета нельзя спроектировать систему, а в эксплуатации нельзя допускать неравноценную замену трубопроводов.

Рис. 1.89.jpg

Рис. 1.89. Внешний вид автомобильной CR фирмы R.Bosch: 1 - форсунка; 2 - корпус аккумулятора; 3 - аварийный ограничитель подачи; 4 - датчик давления; 5 - предохранительный клапан; 6 - ТНВД.

Рис. 1.90.jpg

Рис. 1.90. Размещение CR на автомобильных дизелях фирмы BMW DI (а) и Daimler-Chrysler AG автомобиля Smart (б).

Рис. 1.91 иллюстрирует состав и взаимосвязи элементов СR [13, 27]. Главная линия движения топлива пролегает из бака 5 в ТПН 3, ТНВД 1, аккумулятор 9, форсунку 14. 
Существенно, что из ТНВД и форсунки под высоким давлением топливо сбрасывается на слив. Это вынуждает организовывать специальную низкотемпературную систему
охлаждения топлива, как это сделано на автомобиле Mercedes-Benz C220 CDI. Охладитель топлива устанавливают на сливной магистрали перед баком. 

Рис. 1.91.jpg

Рис. 1.91. Система СR в составе быстроходного автомобильного дизеля: 1 - ТНВД; 2 - электроклапан регулирования расхода; 3 - электроклапан регулирования давления; 4 - фильтр тонкой очистки; 5 - бак, фильтр, электрический ТПН; 6 - блок управления; 7 - реле свечи; 8 - электроаккумулятор; 9 - гидроаккумулятор СR; 10 - датчик давления; 11 - аварийный ограничитель подачи; 12 - предохранительный клапан; 13 - датчик температуры топлива; 14 - электрогидравлическая форсунка; 15 - свеча накаливания; 16 - датчик температуры жидкости; 17 - датчик частоты и положения к.в.; 18 - датчик такта дизеля; 19 - датчик температуры воздуха; 20 - датчик давления воздуха; 21 - расходомер воздуха; 22 - турбокомпрессор; 23 - регулятор рециркуляции ОГ; 24 – регулятор наддува; 25 - компрессор; 26 - панель приборов; 27 - педаль акселератора; 28, 29 - датчики трансмиссии, агрегатов и др.; 30 - датчик и указатель скорости; 31 - задатчик скорости; 32 - компрессор кондиционера; 33 - задатчик работы кондиционера; 34 - лампа и разъем диагностики. 

ТПН и фильтры в CR аналогичны традиционным, однако, сформировалось мнение, что системы CR все же более требовательны к качеству фильтрации топлива. Широко используются роторно-лопастные, шестеренчатые и героторные встроенные ТПН, а также роторные роликовые и шестеренчатые насосы с автономным электроприводом, в том числе погруженные в бак. Давление подачи диктуется наполнением плунжерного пространства, обеспечением смазки и имеет порядок 0,5...0,8 МПа. Обычно ТПН обеспечивают не менее двухкратного запаса по производительности относительно максимального через ТНВД.
Аккумулятор в CR для получения коротких нагнетательных трубопроводов закрепляется на головке и выполняется в виде толстостенной трубы (рис. 1.89-1.91). Например, а ТПА R.Bosch для легковых автомобилей внутренний диаметр литого стального аккумулятора 10 мм, наружный - 18 мм, длина 280…600 мм, т.е. объем от 22 до 47 мл (для дизелей с цилиндровой мощностью 30...50 кВт - до 60 мл). 
Рис. 1.3, иллюстрирующий изменение Ракк по режимам дизеля, поясняет, почему имеется тенденция к снижению объема аккумулятора (до 13 мл). В переходных процессах двигателя, в первую очередь – при приеме нагрузки, необходимо быстро изменить давление в аккумуляторе. С учетом сжимаемости топлива, сделать это легче с аккумулятором малого объема.
Клапанный регулятор давления (поз. 3 на рис. 1.91). Сразу оговоримся, что метод регулирования сливом из высоконапорного аккумулятора имеет очевидные недостатки: слишком неэкономичен, требует специального охладителя топлива и быстродействующего клапана. Поэтому в некоторых системах его уже изъяли. Если же он имеется, то используется не только для снижения Рак в переходном процессе, но ему отводится также роль второго канала регулирования на установившихся режимах дизеля. Если он не работает, то нестабильно, а при резком снятии нагрузки дизель работает шумно, возможны трудности обеспечения малых подач при высоких давлениях (замедление сброса нагрузки или пропуски подач).
Рис. 1.92.jpg
Рис. 1.92. Электроуправляемый клапан - регулятор давления CR R.Bosch.
Клапан может устанавливаться и в ТНВД, и на аккумуляторе. Пружина 4 через шток 2 закрывает шариковый клапан 1 (рис. 1.92) [13]. Электромагнитом 3 создается дополнительное запирающее усилие. Частота срабатывания клапана – 200…350 Гц. Ввиду постоянного сброса топлива нормальное состояние клапана – разогрев, не позволяющий его держать рукой. При заворачивании клапана CR Siemens легко раздавить таблеточное седло шарикового клапана 0,8 мм. В результате приходится покупать самый дорогой компонент системы – ТНВД. По этой причине при попытке обеспечить уплотнение по торцу седла необходимо пользоваться динамометрическим ключом со шкалой до 2…5 Н.м. При плохом уплотнении клапан будет перегреваться, а давление в аккумуляторе не будет достигнуто.
Рис. 1.94.jpg
Рис. 1.94. Предохранительный клапан CR R.Bosch.
Предохранительный клапан (поз.12 на рис. 1.91) предназначен для стравливания топлива из аккумулятора при превышении давления выше допустимого. Давление срабатывания клапана 2 (рис. 1.94) регулируется винтом 4. Предъявляются повышенные требования к точности изготовления запорного конуса клапана и обеспечению его герметичности. Конус у клапана 2 более тупой, чем у корпуса 1, усилие затяжки пружины 3 - 400...450 Н. Обе детали закалены. По ресурсу клапан рассчитан на редкое срабатывание (не более 50 раз). 
Рис. 1.95.jpg
Рис. 1.95. Датчик давления в аккумуляторе CR Bosch.
Датчик давления топлива в аккумуляторе (рис. 1.95). Его особенность - стабильная нулевая точка. Мембрана 2 приварена к корпусу и снабжена полупроводниковым первичным преобразователем. Она может прогибаться до 1 мм. при давлении 150 МПа. В корпусе смонтирована плата 1 с электронной схемой обработки сигнала. Питание 5 В, первичный сигнал 0...70 мВ, после усиления - 0,5...4,5 В. Точность измерения не хуже 2 %. Датчик неразборный.
Рис. 1.96.jpg
Рис. 1.96. Аварийный ограничитель подачи через форсунку CR R.Bosch.
Аварийный ограничитель подачи предотвращает опорожнение аккумулятора через форсунку с зависшей иглой или клапаном управления и по этой причине повреждение соответствующего цилиндра дизеля. В ограничителе используется принцип возникновения разницы давлений по обе стороны от клапана 1 (рис. 1.96) при прохождении топлива через его жиклеры 2. Сечение жиклеров, затяжка пружины 3 и диаметр клапана подобраны таким образом, что при самой большой и длительной подаче топлива клапан не дойдет до запорного седла. За период между впрыскиваниями на любом режиме (в первую очередь – номинальном) клапан возвращается в исходное положение.
Посадка его на седло рассматривается как недопустимо большая или непрерывная подача топлива. В этом случае форсунка выключается из работы до остановки дизеля, т.к. слева от клапана давление равно Рак, а справа – существенно более низкое. 

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте