7 марта 2024
275
В прошлом году традиционный производитель грузовых автомобилей Tatra Trucks отметил столетие использования бренда Tatra (до его появления использовался бренд NW). В этом году компания отметит 170-летие производства автомобилей в Копрживнице, что сделает ее старейшим производителем транспортных средств с непрерывными традициями в мире. За долгие десятилетия автомобили «Татра» стали неотъемлемой частью автопарка Чехословацкой, а затем и чешской армии.

Традиция службы татранских автомобилей в вооруженных силах существует уже более ста лет. За это время они доказали свои качества. Их услугами уже воспользовалась австро-венгерская армия. Когда разразилась Первая мировая война, военное министерство поручило Копрживницкой автомобильной компании разработать грузовики грузоподъемностью две и четыре тонны. В 1916 году на вооружение армии поступили первые «Татры», тогда еще под обозначением NW, а именно двухтонный TL2 и производный от него четырехтонный TL4. Компания Tatra производила эти автомобили и поставляла их для использования в армии под измененным названием Tatra T 51 и T 50 даже после окончания войны. армии.

Технические характеристики автомобилей марки Татра
Первый производитель автомобилей Tatra Trucks закрепился на рынке во многом благодаря уникальному конструктивному решению шасси. Он был создан в 1920-х годах, запатентован и его принцип используется до сих пор. Это так называемая центральная опорная труба с независимо подвешенными качающимися полуосями; также часто встречается сокращенное обозначение «хребтовый каркас». В любом случае это решение, в котором приводной вал спрятан в центральной трубке, что защищает его от повреждений. В месте соединения полуосей имеются коробки, допускающие качательное движение, а в случае ведомых мостов содержащие также ведущие колеса и шестерни для передачи крутящего момента от дифференциала, который, однако, встроен в центральная трубка, а не непосредственно на оси. Ведущие мосты всегда имеют блокировки дифференциалов. Задние оси в стандартной комплектации являются ведущими, при необходимости также можно подключить переднюю ось. Принцип ходовой части позволяет использовать в транспортных средствах различные типы подвесок, а именно подушки безопасности, торсионы или рессоры, или различные их комбинации.

1 автомобиль Tatra.jpg

шасси Татра 6х6


Помимо уже упомянутой защиты приводного вала, эта концепция предлагает и другие преимущества. Одним из основных является тот факт, что весь принцип по своей сути является модульным, или «строительный блок» и поэтому может использоваться для относительно простой конструкции шасси с различным количеством осей. Конечно, чаще всего можно увидеть автомобили с четырьмя, шестью или восемью колесами, но Tatra регулярно поставляет клиентам и автомобили с десятью или двенадцатью колесами, созданы и автомобили с шестнадцатью колесами. Как правило, такие спецтехники конструируются со всеми ведущими мостами, а некоторые из них еще и управляемыми. Эти длинные автомобили Tatra прозвали «таксами» или «сороконожками» и обычно используются в качестве шасси для некоторых специальных применений в военном и гражданском секторах. Само собой, система с центральной трубой и качающимися полуосями обеспечивает высокую проходимость по труднопроходимой местности, что ставит автомобили Tatra в абсолютные лидеры мира. К преимуществам также можно отнести высокую устойчивость при быстрой езде, даже в поворотах, на склонах и при больших нагрузках. Шасси спроектированы с поистине огромным запасом выносливости в плане устойчивости к экстремальным условиям местности и климатическим условиям, что вновь оценят военные и гражданские заказчики, которым необходима полная функциональность машин в любых условиях.

2 автомобиль Tatra.jpg

Татра СЗ TL2 (1915 г.)


Помимо самой концепции шасси, Tatra Trucks выделяется еще и тем, что на сегодняшний день является единственной компанией в мире, которая серийно производит и устанавливает на свои автомобили дизельные двигатели непосредственно с воздушным охлаждением. Это решение также является одной из типичных особенностей автомобилей из Копршивнице, хотя много лет назад клиентам начали предлагать возможность использования агрегатов с жидкостным охлаждением, и поэтому многие автомобили, отправляющиеся за границу, оснащены двигателями Deutz, Cummins или PACCAR. Однако некоторые пользователи все же отдают предпочтение агрегатам с воздушным охлаждением. В целом двигатели с воздушным охлаждением способны хорошо работать в более широком диапазоне температур, что делает их более подходящими для экстремальных температурных условий. В качестве конкретного примера можно упомянуть великолепный опыт использования двигателей Tatra на гоночных автомобилях, которые уже много лет участвуют в ралли «Дакар» (ранее Париж-Дакар), или опыт чешских и словацких солдат в операции «Буря в пустыне». Автомобили Tatra чехословацкого контингента. армии добились больших успехов, потому что их двигатели сохраняли идеальную работоспособность даже в пустыне. Короче говоря, повышенные температуры их не беспокоили, а проблему пыли и песка решили заменой всасывающих фильтров. Армия США была настолько впечатлена, что закупила некоторое количество машин Tatra T 813 и T 815 (в основном тракторы и танки) у Бундесвера, который унаследовал их от несуществующей восточногерманской армии, и эксплуатировала их на своих ближневосточных базах.

3 автомобиль Tatra.jpg

ТАТРА СЗ TL4


Основные бренды-конкуренты
Хотя во время существования Чехословацкой Социалистической Республики автомобили «Татра» экспортировались в основном в страны Восточного блока и в «дружественные» страны Третьего мира, ей постоянно удавалось приобретать клиентов и на Западе. Продвижению автомобилей из Копршивнице также немало способствовало упомянутое участие в ралли Париж-Дакар и участие в «Буре в пустыне», ведь тогда с военными автомобилями «Татры» могли познакомиться и представители западных армий. Известно, что они произвели на них глубокое впечатление, оказавшись полностью сопоставимыми со всем, что производят даже самые передовые западные автопроизводители. Поле тяжелых грузовиков, или Шасси специального назначения действительно требовательны и специфичны, о чем свидетельствует тот факт, что такие автомобили сегодня поставляются удивительно небольшим числом стран и компаний. Мало кто осознает, что компания Tatra (а через нее, конечно, и Чехия) принадлежит к очень узкому кругу производителей, способных выпускать тяжелые многоосные шасси, рассчитанные на самые худшие условия и способные порой выполнять весьма специфические задачи. Сегодня в мире работает, вероятно, всего около десяти таких компаний.

В западных странах к ним относится, в том числе, американский Oshkosh, который уже давно является почти монопольным поставщиком этой категории машин для американских вооруженных сил. Это также немецкая компания MAN, которая поставляет военную технику в сотрудничестве с оружейной компанией Rheinmetall. В Европе в это поле входят также шведский автопроизводитель Volvo и (хотя и с определенной натяжкой) итальянский бренд Iveco, замыкающий список поставщиков из стран НАТО и ЕС. Однако три другие страны на востоке также производят тяжелую специальную технику. В России это автомобильные предприятия КАМАЗ, БАЗ и Урал, а в Беларуси — традиционная марка МАЗ и ее бывшее подразделение МЗКТ, которое сегодня специализируется в основном на военной технике. Последней страной, обладающей такой возможностью, является Китай с брендами Taian и Wanshan. Наверное, можно было бы назвать и другие страны, в которых есть компании, способные в той или иной степени соответствовать этим требованиям (например, Sisu в Финляндии или KIA в Южной Корее), но их деятельность в этой сфере действительно носит лишь ограниченный характер. Остается добавить, что индийская компания Tata также пытается производить собственные тяжелые грузовики, однако сами индийцы признают, что их продукция не так технически сложна, как у автомобильной компании Tatra Trucks, занимающей весьма важное положение в Индийская армия.

4 автомобиль Татра Форс;.jpg

Татра Форс


Важность тяжелых грузовиков
Хотя на первый взгляд это может показаться не так, но тяжелые грузовики представляют собой чрезвычайно важную отрасль как в вооруженных силах, так и в гражданском секторе. Для солдат эти машины представляют собой один из основных элементов логистики, поскольку могут перевозить грузы массой до десятков тонн по дорогам и бездорожью. Непрофессионал чаще всего представляет себе классические бортовые платформы с парусами, но дело в том, что с 80-х годов 20 века в армиях развитых стран получили распространение две разные концепции. Первые представляют собой контейнерные транспортеры стандарта ISO, а вторые — так называемые крюковые паллетные системы, которые соединяют крюковый погрузчик и платформу, которую можно использовать для зажима различных грузов. Разумеется, с этими устройствами выпускаются и автомобили «Татра»; в AČR второй концепцией является система Multilift. Кроме того, на большегрузные автомобили обычно устанавливаются большие цистерны, так что, например, восьмиколесные грузовики «Татры» могут перевозить свыше 12 000 литров воды или топлива. Другой важной подотраслью являются прицепные и полуприцепные тягачи, в том числе так называемые автоцистерны, которые буксируют низкорамные платформы для танков и другой большегрузной техники общей массой более 100 тонн.

5 автомобиль Татра Т 816 Форс.jpg

Татра Т 816 Форс


Разумеется, на шасси большегрузных автомобилей монтируются и различные специализированные надстройки. Автомобили Tatra таким образом используются, например, в качестве спасательных машин и автокранов, носителей складных и понтонных мостов, а также систем вооружения и датчиков. Здесь вновь стоит упомянуть случай Индии, которая установила, среди прочего, баллистические ракеты «Притхви», противокорабельные ракеты «БраМос», зенитно-ракетный комплекс «Акаш», артиллерийскую ракетную установку «Пинака» или несколько типов радаров на лицензионные автомобили «Татра». . Нельзя обойти вниманием тот факт, что шасси «Татры» было выбрано несколькими оружейными заводами в качестве платформы для установки самоходных гаубиц. В настоящее время известно как минимум пять типов легких самоходных гаубиц калибра 155 мм на шасси Tatra T 815, а именно словацкая система EVA, израильская система типа ATMOS, французская система CAESAR, южноафриканское орудие T5 Condor и, наконец, Индийская гаубица MGS. В далеком прошлом знаменитая самоходная гаубица vz. 77 или DANA, обновленная версия которой (например, тип Zuzana 2) сегодня предлагается в Словакии. На шасси Tatra также используются артиллерийские реактивные установки (особенно старые RM-70 и их улучшенный вариант RM-70 Vampir) и широкий спектр других специализированных средств.

Важность тяжелых грузовиков иногда может достигать буквально стратегического уровня, что можно проиллюстрировать двумя случаями последних лет. Первый касается отношений между Россией и Беларусью, и в основном он касается того, что Россия до сих пор де-факто зависит от белорусского предприятия МЗКТ как поставщика специальных шасси. Они используются для важных российских систем вооружения, в том числе баллистических ракет малой дальности «Искандер», стратегических ракет «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», береговых противокорабельных комплексов «Бал» и «Бастион», а также зенитных комплексов С-300 и С-400. Поэтому Россия всеми силами старается заменить их отечественной продукцией и уже вложила значительные средства в новую серию шасси «Платформа-О» марки КАМАЗ (они должны служить в основном в качестве артиллерийских и стратегических ракетоносцев) и в производство автомобилей БАЗ. (им предстоит взять на себя роль шасси МЗКТ в ПВО). Второй случай касается КНДР и Китая, поскольку в КНДР были проданы ходовые части Wanshan WS51200, которые официально отправлялись туда в качестве платформ для перевозки стволов деревьев, но северокорейцы использовали их для своих межконтинентальных баллистических ракет. Относительно небольшое количество поставленных шасси является для них ограничивающим фактором в том, сколько таких ракет они могут иметь готовыми к развертыванию.

6 автомобиль Татра шасси Tatra Force (ТИТУС).jpg

шасси Tatra Force (ТИТУС)


Экспортные успехи компании Tatra
Упоминание о перевозке стволов деревьев напоминает нам о том, что тяжелые грузовики находят очень важное применение за пределами военной сферы, что, конечно же, относится и к грузовикам «Татры». Именно способность автомобильного предприятия Копрживница производить очень длинные шасси в соответствии с требованиями заказчика способствует его сильным позициям в некоторых специфических областях, требующих частых перемещений чрезвычайно больших (обычно длинномерных) грузов. Помимо вышеупомянутой добычи и переработки древесины, это в основном добыча и переработка полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа, поскольку на специальных длинномерных шасси перевозятся части горных установок и трубопроводы нефтеперерабатывающих заводов, нефтепроводы и газопроводы. Строительство, коммунальное хозяйство и, что не менее важно, пожаротушение входят в число других важных сфер гражданского строительства. Автомобильная компания «Татра» является одним из весьма успешных производителей шасси для пожарных машин, и, хотя она малоизвестна широкой публике, даже пожарные команды в ряде западных стран полагаются на автомобили из Копрживнице. Пожарные машины Tatra поставлялись, в частности, в США (например, администрации национальных парков) и Австралию, а недавно и в Израиль. В целом это в основном страны, которые борются с лесными пожарами, а это ситуация, в которой внедорожные шасси Tatra могут проявить себя с лучшей стороны.

7 автомобиль Татра Тактик 6×6,1R.jpg

Татра Тактик 6×6,1R


Если вернуться к сектору вооруженных сил и корпусов, то необходимо упомянуть тот факт, что марка Tatra после 1990 года выиграла контракты в ряде стран, а армии некоторых из них полагаются на продукцию Копрживницы как на основное средство материально-технического снабжения. а также в качестве платформ для специальных приложений. Помимо уже упомянутого случая Индии, в основном Израиль закупил сотни автомобилей под брендом ATC на момент сотрудничества Tatra с американской компанией Terrex. Помимо перевозки грузов, они также служат носителями надстроек, в том числе зенитно-ракетных комплексов Rafael SPYDER. Тысячу автомобилей Tatra T 816 закупила армия Объединенных Арабских Эмиратов, которая эксплуатирует бортовые грузовики и автоцистерны для воды и топлива. Интересный случай представляет также Бразилия, которая использовала шасси Tatra для своих модернизированных ракетных установок ASTROS II. Другими важными заказчиками марки Tatra являются армии и полицейские силы Афганистана, Индонезии, Ирака, Иордании, Кипра, Малайзии, Пакистана, Польши, Греции, Саудовской Аравии (там же будут собираться автомобили Tatra) и Туркменистана. В заключение можно отметить тот интересный факт, что автомобиль Tatra (под маркой ATC) также вышел в финальную стадию тендера LVSR (Logistic Vehicle System Замена) на грузовой автомобиль для Корпуса морской пехоты США! В конце концов она остановила свой выбор на автомобиле Oshkosh, но отметила, что продукт из Копршивнице отвечает всем ее требованиям.

8 автомобиль бортовой Tatra Force 4×4.jpg

Татра Тактик 6х6


Также стоит отметить тот факт, что шасси Tatra успешно используются в качестве основы для различной бронетехники. Уже в первой половине 1990-х годов в Словакии был разработан автомобиль «Татрапан», так называют бронеавтомобиль на шестиколесном шасси, существующий в нескольких модификациях, например, как командирский или медицинский; позже был создан и восьмиколесный вариант для перевозки контейнеров. Еще одна бронемашина на шасси Tatra получила название Wildcat, на этот раз она четырехколесная и разработана в Израиле, откуда родом и шестиколесный бронеавтомобиль Karkadan. В Германии компания Drehtainer предлагает броню на шасси Tatra, которая также подготовила одно поистине крайне необычное применение, а именно систему Mobile HEL Effector Container, оснащенную небольшим лазером, который можно использовать, в том числе, для уничтожения дронов. . Чешская компания SVOS использовала шасси Tatra для программы четырехколесной и шестиколесной бронемашины VEGA, а сама автомобильная компания Tatra затем установила тесное сотрудничество с французской броневой компанией Nexter для разработки шестиколесной бронемашины TITUS. Он уже выиграл контракт с армией Чешской Республики, полицейский вариант, вероятно, будет представлен самой Францией, а машина прошла испытания, в частности, в Албании и Кот-д'Ивуаре. Еще одно дополнение — четырехколесный Патриот (или улучшенная версия Патриота II), созданный специально для штатов V4. Этот спектр бронетехники также красноречиво иллюстрирует потенциал шасси Tatra.

9 автомобиль Татра Тактик 6х6.jpg

бортовой автомобиль Tatra Force 4×4


Исключительные военные машины производятся лишь в нескольких странах.
Automobilka Tatra – одна из самых известных чешских промышленных марок, о чем свидетельствует не только ее впечатляюще долгая и богатая история и до сих пор уникальные технические решения для шасси и двигателей, но и множество впечатляющих коммерческих успехов в очень специфической и требовательной области тяжелого машиностроения. грузовики для специального применения и экстремальных условий. В настоящее время только около десяти производителей в мире могут поставлять подобные автомобили, в основном из промышленно развитых держав, таких как США, Германия, Россия и Китай. Поэтому с небольшим преувеличением можно сказать, что это редкий и эксклюзивный «клуб», бесспорным и полноправным членом которого благодаря бренду Tatra является Чехия. Важность этих машин определенно нельзя недооценивать, поскольку они являются не только чрезвычайно важным элементом логистики современных армий, но и платформами для установки различных надстроек специального назначения, в том числе систем вооружения стратегического значения. Для обывателя эти машины, возможно, не так привлекательны, как, например, танки или реактивные самолеты, но без надежной поддержки большого парка тяжелых грузовиков современные вооруженные силы просто не смогут функционировать.

10 автомобиль Tatra Т 816 Форс.jpg

Татра Т 816 Форс


Качество автомобилей из Копршивнице также подтверждается впечатляющим кругом военных и гражданских пользователей, в том числе и очень престижных, таких как армии Израиля, Индии и Объединенных Арабских Эмиратов, пожарные команды в США и Австралии или ведущие горнодобывающие компании. и строительные компании. В основном это операторы, которым приходится работать в сложных рельефных(и) или климатических условиях и имеют особые требования, в основном связанные с размещением специальных надстроек или транспортировкой крупных грузов, будь то системы вооружения, спринклеры пожарной безопасности или рабочие машины. Автомобильная компания «Татра» может удовлетворить эти требования главным образом благодаря уникальной и по сути модульной концепции своего шасси, позволяющей строить автомобили с числом от четырех до шестнадцати колес, способные передвигаться даже по самой сложной местности. В любом случае, компанию Tatra можно охарактеризовать как компанию, имеющую поистине стратегическое значение с чешской точки зрения, поскольку она предоставляет в значительной степени исключительные возможности, редкие даже в мировом масштабе. Чешская Республика, как малое и среднее государство, должна задействовать все доступные инструменты на международной арене, чтобы иметь возможность защищать и отстаивать свои интересы, что, конечно, также включает в себя поставки конкретной продукции, включая военную технику. Таким образом, исключительные возможности традиционного бренда Tatra заслуживают сильной политической и экономической поддержки в долгосрочной перспективе.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте