16 января 2024
140
Как работает бортовой компьютер.2.jpgОн показывает вам, когда пора ехать на заправку, рассказывает, как экономно ездить, и вы часто хвастались перед друзьями результатами, которые он показал. Но знаете ли вы, как это работает и какие значения дает? Вот несколько важных фактов о бортовом компьютере.

Средний расход топлива и другие значения…
Одно время к бортовому компьютеру относились как к интересному гаджету, доступному в дорогих автомобилях. Со временем он стал настолько популярен, что сегодня он есть в каждой модели автомобиля. Бортовой компьютер выходит из строя сравнительно редко, поэтому даже механики редко интересуются работой этого оборудования. Откуда устройство действительно знает, сколько топлива сжигает автомобиль?
Бортовой компьютер не является автономным устройством. Он получает все данные от блока управления двигателем (ЭБУ) автомобиля. Данные, доступные ЭБУ, поступают от подключенных к нему датчиков оборудования. К ним относятся: датчики температуры всасываемого воздуха, температуры охлаждающей жидкости двигателя, давления воздуха, массы воздушного потока, давления топлива, состава топливно-воздушной смеси. Так называемое исполнительные элементы, например, форсунки, регуляторы давления или электромагнитные клапаны. Информация о работе такого количества компонентов и датчиков необходима контроллеру двигателя для расчета соответствующей дозы топлива, подлежащей подаче в цилиндры. Бортовой компьютер получает уже обработанные данные от ЭБУ, т.е. информацию об объеме топлива, подаваемого в цилиндры.
Что будет, если один из датчиков оборудования двигателя выйдет из строя? Это приведет к неправильному расчету необходимой дозы топлива ЭБУ и, как следствие, к неправильной работе двигателя. Однако бортовой компьютер по-прежнему будет предоставлять достоверную информацию, поскольку ЭБУ сообщит ему об объеме влитого топлива, независимо от того, было ли это целесообразно.
– Для измерения расхода топлива необходимо измерить дозу топлива, поступившую в цилиндры. Это измерение может осуществляться несколькими способами. – говорит инженер. Артур Качмарчик из Reveltronics, специализирующийся на разработке электронных устройств, в том числе бортовых компьютеров, для автомобильной промышленности. – При известных параметрах форсунки – т.н. Константа впрыска, определяющая объем потока топлива через форсунку в единицу времени при заданном давлении, достаточным методом является измерение времени впрыска и давления топлива. Во многих бензиновых двигателях давление топлива поддерживается постоянным, поэтому достаточно просто замерить время открытия форсунок. Заводские бортовые компьютеры сопряжены с контроллером двигателя (ЭБУ) автомобиля, поэтому он может одновременно контролировать дозу топлива и передавать информацию о внесенной дозе топлива на бортовой компьютер. – добавляет эксперт.

Показания бортового компьютера при езде на газе
Одной из часто обсуждаемых тем на автомобильных интернет-форумах является вопрос работы бортового компьютера после перевода автомобиля на автогаз. В большинстве случаев после такой обработки бортовой компьютер продолжает работать и при правильно настроенной установке должен показывать средние значения расхода топлива, близкие к реальным. Это связано с тем, что газовая установка устроена таким образом, чтобы каким-то образом «обмануть» контроллер двигателя автомобиля, чтобы он продолжал работать так, как если бы он работал на бензине.
– Газовый контроллер контролирует работу газовых форсунок, имитируя в реальном времени управление бензиновыми форсунками со стороны главного контроллера двигателя (ЭБУ) и внося определенные поправки, сохраненные в карте впрыска в газовом контроллере, обычно продлевая впрыск. раз, – говорит англ. Артур Качмарчик – Главный контроллер двигателя (ЭБУ), а значит и заводской бортовой компьютер, не видит фактического времени впрыска и рассчитывает расход топлива на основе заданных параметров бензиновых форсунок. В зависимости от того, насколько велики различия в заданной дозе топлива и фактической дозе газа, существуют большие различия в измерениях заводского бортового компьютера. - он добавляет.
В некоторых случаях можно провести калибровку заводского бортового компьютера с помощью диагностического прибора, но диапазон регулировки обычно невелик и может оказаться недостаточным. При правильно отлаженной газовой установке (при правильно подобранных комплектующих) различия не должны быть больше 10-20%.
Как мы упоминали выше, средние или мгновенные значения сгорания считываются из данных ЭБУ об объёме введённой дозы топлива. Еще одним параметром является расчет дальности движения автомобиля. Бортовой компьютер в автомобиле с газовой установкой нам не подскажет – он все равно будет отображать этот параметр применительно к бензину.
– При этом в автомобилях, оборудованных газовой установкой, транспортное средство эксплуатируется на двух разных видах топлива – до достижения заданной температуры двигатель работает на бензине, а после достижения заданной температуры переходит на газ. Заводской бортовой компьютер не различает, на каком топливе работает двигатель, что создает еще одну существенную погрешность измерений. Исправить ситуацию можно установкой дополнительного бортового компьютера, который будет различать, на каком топливе работает двигатель, и самостоятельно рассчитывать расход топлива на газе и бензине. – говорит инженер. Артур Качмарчик.

Бортовой компьютер редко выходит из строя
Современные бортовые компьютеры точны, хотя всегда может быть некоторое расхождение между их показаниями и средним расходом топлива, рассчитанным опытным путем. Иногда эту ошибку можно устранить, настроив заводской компьютер. У некоторых бортовых компьютеров возникают проблемы с отображением правильного значения наружной температуры – однако в этом случае датчик обычно оказывается неисправным. Драйвер бортового компьютера обычно не подводит. Единственный элемент, склонный к выходу из строя, — это его дисплей. Встречаются такие проблемы, как битые пиксели, ослабление контрастности или отсутствие отображения значений. Ремонт может выполняться специализированным сервисом автомобильной электроники и обычно включает в себя ремонт электроники управления дисплеем или замену всего модуля дисплея в часах.
Некоторым пользователям данных, предоставляемых заводским бортовым компьютером автомобиля, недостаточно. Они также хотели бы иметь возможность постоянно контролировать другие параметры, например, состав топливно-воздушной смеси или давление масла. Возможно. На рынке доступны современные бортовые компьютеры, которые можно установить практически в любой автомобиль. Подробности их установки и принципы работы будут описаны в отдельной статье.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте