Лямбда-зонд — это электронный датчик, расположенный в выхлопной системе. Он отвечает за измерение состава выхлопных газов. На основании его показаний управляющий компьютер определяет соответствующие пропорции топливно-воздушной смеси. На выход из строя лямбда-зонда указывает повышенный расход топлива и падение мощности двигателя, особенно заметное при езде на короткие расстояния.
Лямбда-зонд – не новое изобретение. Он был создан в 1979 году , хотя в обиход вошёл лишь в 1990-е годы, когда большее внимание стали уделять качеству и количеству выхлопных газов автомобилей. Первоначально он использовался только в бензиновых двигателях. В настоящее время из-за ограничительных норм сгорания в агрегатах привода, в том числе дизельных, устанавливается несколько лямбда-зондов .
Этот тип датчика расположен в выхлопной системе — в выхлопной трубе, перед каталитическим нейтрализатором. Он отвечает за измерение

В моторный отсек должна поступать смесь с точно рассчитанной пропорцией – 1:14,7 (14,7 кг воздуха на каждый кг сгоревшего топлива). Это значение отмечено символом 11-й буквы греческого алфавита — λ (лямбда — отсюда и название зонда) . Пропорция 1:14,7 (так называемая стехиометрическая) гарантирует оптимальное сгорание топлива, что влияет на правильную работу двигателя и снижает количество токсичных соединений, попадающих в атмосферу с выхлопными газами. Как слишком богатая (слишком мало воздуха, слишком много топлива), так и слишком бедная (слишком много воздуха, слишком мало топлива) смеси отрицательно влияют на работу двигателя.
Почему оно ломается?
Лямбда-зонд работает в экстремальных условиях. Он расположен внутри выхлопной и выпускной систем – поэтому на него влияют не только невообразимо высокие температуры (выше 300 градусов Цельсия), но и вода, дорожная соль и пыль, попадающие снаружи. Срок службы датчика обычно оценивается примерно в 50 000-100 000 км. км , хотя хорошее состояние двигателя и заправка качественным топливом могут существенно продлить его.
Первым признаком поломки лямбда-зонда является повышенный расход топлива – иногда даже на 50%. Его выход из строя также может стать причиной неравномерной работы двигателя . О неисправности чаще всего сигнализирует красная лампочка на приборной панели.
Диагностировать неисправность проще всего с помощью сервисного компьютера. Иногда повреждение зонда видно с первого взгляда. По появившемуся на нем цветному налету можно определить вероятную причину неисправности:
- красный или белесый осадок свидетельствует о наличии в топливе вредных присадок;
- темно-коричневый цвет указывает на слишком богатую топливно-воздушную смесь;
- черный и жирный цвет указывает на чрезмерный расход масла ;
- зеленый (иногда с желтым оттенком) с шероховатой текстурой указывает на утечку охлаждающей жидкости.
На неправильную работу лямбда-зонда влияют и механические повреждения его комплектующих : перегиб, оплавление кабелей, ослабление пломб или коррозия контактов.
Лучше всего поручить замену датчика сгорания механику. В современных автомобилях доступ к датчику может быть затруднен – для его замены приходится демонтировать множество других элементов. После ремонта необходимо также устранить ошибки управляющего компьютера, для чего необходимо специализированное оборудование.
Вождение автомобиля с поврежденным лямбда-зондом может стоить дорого. Увеличивается расход топлива, особенно при езде по городу. Это также может привести к повреждению каталитического нейтрализатора или сажевого фильтра. Поэтому не игнорируйте тревожные признаки, которые могут указывать на неисправность.