Что можно сделать для нашего двигателя недорого? При каждой замене масла, т.е. каждые 10-15 тысяч. км, стоит снять все свечи зажигания и оценить их внешний вид. Чистить их лучше обычной проволочной щеткой с мягкой и плотной щетиной. Эта процедура займет не более 15 минут при наличии хорошего доступа к свечам и непременно обеспечит лучшее воспламенение смеси. Также стоит проверить зазор между электродами. Заводской зазор при установке новых свечей зажигания менять не следует, но проверить его можно, поскольку он мог измениться при транспортировке, погрузке или совершенно случайно в одной из свечей зажигания. Во время такого минимального обслуживания мы знаем, что происходит с двигателем или свечами зажигания. Простой отказ свечи зажигания, при котором может сломаться изолятор или заземляющий электрод, не является явлением. Как оценить внешний вид свечи зажигания?
Вопреки внешнему виду, именно так должны выглядеть свечи зажигания, снятые с работающего двигателя.
Свечи зажигания могут выглядеть по-разному из-за различных типов проблем. Однако определенные неисправности и большой опыт позволили нам установить характерный вид отдельных неисправностей. Лучше всего оценивать внешний вид свечи зажигания сразу после движения с переменной скоростью. Работа на низкой скорости в течение нескольких минут приводит к тому, что свеча покрывается темным налетом, что делает оценку практически невозможной. Правильный внешний вид свечи зажигания – это чистый керамический изолятор в ее верхней части и почти идеально блестящая контактная гайка, постоянно контактирующая с концом высоковольтного кабеля. Если на гайке имеются следы короткого замыкания, а керамический изолятор закопчен, можно хотя бы готовиться к замене свечи зажигания. Та часть, которая уже работает в камере сгорания, должна быть покрыта серым, серо-белым, пепельным, светло-коричневым или палевым налетом. Признаков перегрева, подгорания любого из электродов или каких-либо дефектов материала нет.Черный налет обычно означает неправильно подобранную свечу зажигания или длительную эксплуатацию автомобиля на морозе.
Необычные отложения на свечах зажигания появляются при неправильной работе двигателя. Темный сухой налет на свече зажигания (изоляторе, электродах) чаще всего вызван неправильно подобранной, слишком «холодной» свечой зажигания. В такой ситуации могут возникнуть проблемы с запуском двигателя. Если вы уверены, что свеча зажигания имеет соответствующие параметры и не эксплуатировалась слишком долго, причиной может быть неправильный состав смеси из-за неисправности лямбда-зонда. Также часто появляется у двигателей, эксплуатируемых на неправильно работающей газовой установке или на очень коротких дистанциях, при недостаточно прогретом двигателе. Если воздушный фильтр сильно загрязнен, свеча зажигания может выглядеть аналогично.Следы перегрева без каких-либо отложений и с белым изолятором могут свидетельствовать о неправильно подобранной свече зажигания. Он «слишком горячий» и перегрет одновременно. Тогда металлические элементы будут иметь темный оттенок. Двигатель может иметь непредсказуемое зажигание смеси и работать неравномерно. Так часто выглядят свечи зажигания после перегрева двигателя.
Свечи в таком состоянии могут означать только одно – серьезный износ двигателя и грубую халатность.
Масло на свече зажигания (масляный нагар, жировые отложения) указывает на изношенный двигатель или высокий уровень масла. Свеча также может быть изготовлена из свинца, покрыта толстым слоем коричневой или зеленой глазури. Причиной здесь может быть некачественное топливо или эксплуатация, дающая большую нагрузку на двигатель. В свою очередь, покрытые пеплом элементы свечей зажигания, напоминающие толстый слой шлака, свидетельствуют о низком качестве или плохо подобранном моторном масле. Красный налет или так называемый ферроцен (соединения железа) на свече указывает на некачественное топливо, загрязненное присадками, повышающими октановое число.Механические повреждения свечей зажигания также могут быть различными. Оплавленный центральный электрод – это не признак слишком длительного использования одного комплекта свечей зажигания, но и признак неправильной работы системы зажигания или изношенных/поврежденных клапанов. Это вызывает значительное падение мощности двигателя и неравномерную работу. Причиной также может быть слишком низкая теплота сгорания свечи. В экстремальных ситуациях, например, при сильном перегреве свечи зажигания, центральный и боковой электроды могут даже полностью расплавиться. Иногда случается, что электроды соединяются друг с другом. Оплавление или расплавление только заземляющего электрода может привести к ухудшению качества топлива и моторного масла.
Некачественное топливо может привести к таким повреждениям и загрязнению свечи зажигания.
Механическое повреждение в результате длительного использования или дефекта свечи зажигания может привести к отсоединению заземляющего электрода или части изолятора центрального электрода. При отсутствии заземлителя можно увидеть продольную нагар керамического изолятора, перетекающую от контактной гайки к металлическому корпусу свечи зажигания. Подобный симптом возникает, когда неисправна сама гайка или возникла проблема с высоковольтным кабелем.В каждом из описанных выше случаев свечи зажигания следует заменить на новые, а при подозрении на выход из строя другого элемента двигателя необходимо диагностировать и устранить неисправность. Свечи стоит заменить на максимально качественные. Это дешевые детали и экономить на них не стоит.