Неисправности топливной системы современных дизельных автомобилей мы обычно связываем с выходом из строя форсунок или топливного насоса. Однако это не единственные области, которые могут выйти из строя в системе впрыска Common Rail. Что еще может случиться?
Система питания Common Rail является нормой для современных дизельных двигателей, и не существует решения, которое бы работало лучше в будущем. В настоящее время эта система все еще находится в разработке, хотя может сложиться впечатление, что мы находимся не в самом начале, а в конце ее эволюции.
При покупке автомобиля 10-летней давности и младше с дизельным двигателем под капотом почти наверняка имеется система Common Rail.
Как работает система Common Rail?
Базовым элементом, отличающим его от других систем питания дизельных двигателей, является система впрыска Common Rail (отсюда и английское название — common Rail), называемая также аккумулятором, шиной или топливным баком.
Он заменил классический ТНВД в 1990-х годах. Топливо в рампу подается насосом высокого давления, который предварительно подается насосом низкого давления, расположенным в топливном баке.
Common Rail соединен с форсунками тросами и в системе рампа-трубопровод-форсунка топливо остается под очень высоким давлением.
Форсунки открываются в нужный момент, подавая дизельное топливо в камеру сгорания в виде топливного тумана под давлением не менее 2000. бары. Сигнал на начало впрыска поступает от управляющего компьютера и поступает непосредственно на конкретные форсунки.
Благодаря простоте системы и точности ее работы системы Common Rail заменили системы питания с насос-форсунками и традиционным ТНВД, распределяющим и дозирующим топливо. Однако эта простая конструкция также подвержена сбоям. Начнем с самого начала, то есть с топливного бака.
Бак и трубы в случае Common Rail
Топливную систему Common Rail следует тщательно промывать каждые 10-15 лет. Однако это обязательное мероприятие наряду с заменой рейки впрыска на новую. Это разумный минимум при заклинивании топливного насоса. К сожалению, топливный фильтр не может уловить все остатки, которые могут присутствовать в топливной системе.
По технологии ремонта топливной системы Common Rail после заклинивания топливного насоса следует заменить все магистрали, сам топливный бак и топливную рампу , но это не практикуется, так как существенно увеличивает затраты на ремонт. Отсутствие этих мер вызывает дополнительные проблемы, поэтому существуют мнения, что, когда Common Rail начнет «разваливаться», все развалится.
Это верно и неверно одновременно, ведь настоящая причина последующих поломок – неправильный ремонт. Одним из симптомов наличия металлических опилок в баке являются неправильные показания уровня топлива из-за засорения датчика частицами железа.
Топливный фильтр
Этот элемент следует регулярно заменять на новый. В современных автомобилях производители рекомендуют данную процедуру каждые 40-60 тыс. км. км, но делать это стоит раз в год перед зимой, если машина много ездит. Качество топлива по-прежнему оставляет желать лучшего.
Грязный фильтр перекроет подачу солярки к дальнейшим элементам системы питания, что приведет к отсутствию мощности, рывкам двигателя и загоранию контрольной лампы, указывающей на неправильное давление в системе.
Насос низкого давления в системе Common Rail
Размещенный в баке, он является первым элементом системы электропитания Common Rail. Поскольку это внутрибаковые насосы , топливо отвечает как за смазку, так и за охлаждение их элементов.
Поэтому условием длительной работы является правильный уровень топлива, не менее ¼ мощности. Конечно, дело не в том, что резервная лампочка никогда не может загореться, но смысл в том, чтобы не ездить все время с низким уровнем топлива.
Поломки бензонасоса не всегда связаны с самим бензонасосом. Если он застрял, его необходимо заменить, но чаще всего возникают неисправности в электромонтаже, например, слишком низкое напряжение, подаваемое на насос. Если симптомы включают отсутствие мощности или отсутствие возможности запустить двигатель, лучше сначала посетить мастерскую с опытом работы с электроникой.
Насос высокого давления Common Rail
Любая проблема с подачей дизельного топлива в двигатель может быть симптомом неисправности ТНВД, но от его замены следует воздержаться до тех пор, пока не будет установлено, что этот элемент действительно сломан.
Вместо того, чтобы тратить несколько тысяч на новую деталь, стоит потратить даже несколько сотен злотых на проверку насоса в специализированной мастерской. Насос также можно регенерировать, что, конечно, будет недешево. Если вы услышите в мастерской, что насос вышел из строя и его даже не снимают с автомобиля, лучше всего сказать спасибо и посетить другую мастерскую.
Самая частая причина выхода из строя, а конкретно ускоренного износа насоса высокого давления – некачественное топливо. Зачастую это результат того, что я написал выше, т.е. экономии при ремонте мелкой поломки. Однако обычно за его некорректную работу отвечает не сам насос, а управляющая электроника.
Форсунки Common Rail
Форсунки, работающие в системе Common Rail, имеют сравнительно простую конструкцию, но состоят из чрезвычайно мелких, точно изготовленных элементов. Поэтому даже незначительное загрязнение может стать причиной их разрушения.
Как и всех компонентов, условием правильной и долговременной работы форсунок является хорошее качество топлива. Они являются самым деликатным и одним из самых дорогих звеньев в цепи системы электроснабжения Common Rail.
Форсунки можно регенерировать, как и насос высокого давления, но по мере развития этих элементов это становится все сложнее. Сами производители не всегда предлагают восстановление деталей по разным причинам.
С одной стороны, они обладают монополией на продажу форсунок целиком, с другой – регенерация не всегда возможна и не обязательно восстановит полную функциональность этих элементов.
Прежде чем приобретать конкретный автомобиль, стоит узнать, можно ли регенерировать данный тип форсунок и сколько это стоит. У популярных марок эти элементы пока относительно дешевы, но давно известно, что, например, в японских автомобилях существует проблема с регенерацией.
К сожалению, просто снять форсунки зачастую проблематично. В двигателях, которым уже несколько лет, головка блока цилиндров может заклинить до такой степени, что ее придется снимать и профессионально обрабатывать. Поэтому при расчете стоимости ремонта не всегда достаточно умножить цену одной форсунки на количество цилиндров.
Необходимо не забыть заменить топливопроводы, ведущие от рампы к форсункам, на новые. Даже установив новые, заводские форсунки, нельзя забывать об их кодировании, т.е. электронной синхронизации с конкретным двигателем.
Топливные рейки (рампы)
Общая инжекторная рампа редко выходит из строя, но при ремонте заклинившего топливного насоса ее необходимо заменить, даже если она полностью исправна. Сами неисправности рейки впрыска заключаются в протечках, которые зачастую незаметны невооруженным глазом. Обычно они появляются в месте соединения рейки с клапаном регулирования давления в баке.
Так как же узнать, что произошла утечка? Обычно это приводит к загоранию индикатора проверки двигателя и ошибке «проверка высокого давления». Ремонт лучше всего начать с замены клапана, а если и это не поможет, стоит приобрести новенькую, уже армированную рейку. Более крупные утечки могут возникнуть вокруг датчика давления в рампе.
Помните, что нельзя каким-либо образом герметизировать направляющую пастой или силиконом. Это совершенно неэффективно. Затягивание крепежных винтов также не помогает, так как их можно легко повредить или сорвать резьбу.