Когда компьютер берет на себя управление автомобилем и принимает решения вместо водителя?
Таких ситуаций как минимум несколько:
Автоматические дворники в автомобилях, оборудованных датчиком дождя . Этот датчик отслеживает количество осадков на лобовом стекле (на основе отражения света, генерируемого собственным светодиодом от капель воды на стекле) и самостоятельно, без вмешательства водителя, активирует дворники и выбирает их скорость.
Автоматическое переднее освещение автомобиля в автомобилях, оснащенных датчиком света (часто это один датчик вместе с датчиком дождя). Контроллер освещения собирает данные от ранее упомянутого датчика, а также других (например, датчика рулевого управления рулевого колеса) для активации соответствующего модуля светодиодного матричного освещения.
Работа антиаварийной системы. Данная система призвана предупредить водителя о возможном столкновении и в некоторых ситуациях самостоятельно остановить транспортное средство. Как это работает? Контроллер системы собирает данные с радиолокационных головок, установленных за решеткой радиатора, а также с камеры, установленной за лобовым стеклом (в верхней части). При обнаружении возможного столкновения система предупреждает водителя (например, рывком после резкого нажатия и отпускания педали тормоза), а затем самостоятельно останавливает автомобиль. В большинстве случаев такая система позволяет максимально снизить потери, но можно сказать, что это форма автономии.
Круиз-контроль и адаптивный круиз-контроль. В этом случае даже владелец автомобиля-подростка сможет на мгновение почувствовать себя владельцем автономного автомобиля с автопилотом. Просто установите подходящую скорость с помощью рычага или кнопки, и автомобиль автоматически будет стремиться к этой скорости и поддерживать ее. В случае с адаптивным круиз-контролем автомобиль также предупредит о возможном столкновении и затормозит сам, как и в случае с системой предотвращения столкновений.
Может ли компьютер в автомобиле взять на себя управление автомобилем и помешать водителю управлять автомобилем?
Со временем автономность автомобилей увеличится. И произойдет это в ближайшее время, например, в связи с объявленным вводом в продажи системы Steer-by-Wire с 2025 года. Он уже установлен на некоторых (японских) автомобилях.
В настоящее время руль имеет жесткое соединение с рулевым механизмом через колонку и рулевой вал. Управление по проводам изменит ситуацию. Рулевая колонка будет содержать лишь датчики, которые будут передавать информацию о движениях колес на рулевой механизм. А там электродвигатели будут управлять выдвижением стиков вправо или влево.
Худшая ситуация произойдет, когда автономность увеличится до такого уровня, что автомобиль сам закажет детали через Интернет и сервис. Остается единственный вопрос: хотим ли мы такой автомобилизации? И печальный ответ заключается в том, что нашего мнения никто не спрашивает...