30 января 2024
62
Современные автомобили в некоторой степени автономны. Иногда они не реагируют на команды водителя, а самостоятельно берут управление автомобилем на себя. В некоторых ситуациях они также могут помешать вам управлять автомобилем.

Когда компьютер берет на себя управление автомобилем и принимает решения вместо водителя?
Таких ситуаций как минимум несколько:
Автоматические дворники в автомобилях, оборудованных датчиком дождя . Этот датчик отслеживает количество осадков на лобовом стекле (на основе отражения света, генерируемого собственным светодиодом от капель воды на стекле) и самостоятельно, без вмешательства водителя, активирует дворники и выбирает их скорость.
Автоматическое переднее освещение автомобиля в автомобилях, оснащенных датчиком света (часто это один датчик вместе с датчиком дождя). Контроллер освещения собирает данные от ранее упомянутого датчика, а также других (например, датчика рулевого управления рулевого колеса) для активации соответствующего модуля светодиодного матричного освещения.

Автономные автомобили 1.jpg

Работа антиблокировочной системы тормозов ESP, также известной как противобуксовочная система. Если автомобиль попадает в занос с недостаточной или избыточной поворачиваемостью, ESP автоматически (как и системы ABS и ASR нижнего уровня) притормаживает одно из колес, чтобы помочь автомобилю восстановить сцепление с дорогой. Но у ESP больше мощности, чем у ABS и ASR. В некоторых ситуациях он может управлять мощностью двигателя, игнорируя команды водителя с помощью педали акселератора. Это возможно, поскольку в большинстве современных автомобилей педаль газа соединена с дроссельной заслонкой не тросом, а электрическим кабелем. Под педалью газа находится датчик, передающий информацию о силе давления на шаговый двигатель, управляющий открытием дроссельной заслонки. ESP имеет право полностью игнорировать команду водителя, например, нажатие педали акселератора в данный момент. Лишь после выравнивания трассы ESP возвращает управление водителю. Поэтому менее секунды автомобилем управляет компьютер ESP (установлен под капотом).

Работа антиаварийной системы. Данная система призвана предупредить водителя о возможном столкновении и в некоторых ситуациях самостоятельно остановить транспортное средство. Как это работает? Контроллер системы собирает данные с радиолокационных головок, установленных за решеткой радиатора, а также с камеры, установленной за лобовым стеклом (в верхней части). При обнаружении возможного столкновения система предупреждает водителя (например, рывком после резкого нажатия и отпускания педали тормоза), а затем самостоятельно останавливает автомобиль. В большинстве случаев такая система позволяет максимально снизить потери, но можно сказать, что это форма автономии.

Круиз-контроль и адаптивный круиз-контроль. В этом случае даже владелец автомобиля-подростка сможет на мгновение почувствовать себя владельцем автономного автомобиля с автопилотом. Просто установите подходящую скорость с помощью рычага или кнопки, и автомобиль автоматически будет стремиться к этой скорости и поддерживать ее. В случае с адаптивным круиз-контролем автомобиль также предупредит о возможном столкновении и затормозит сам, как и в случае с системой предотвращения столкновений.

Может ли компьютер в автомобиле взять на себя управление автомобилем и помешать водителю управлять автомобилем?

Автономные автомобили 2.jpg

Может быть. И дело не в неудачах. Компьютер может запретить водителю управлять автомобилем или наказать его снижением мощности автомобиля, если водитель не прислушивается к предупреждениям компьютера и не заливает AdBlue в бак . Тогда вас сначала могут наказать снижением мощности (до 40 процентов), а затем запуск двигателя может оказаться и вовсе невозможным. Возможно, многие сочтут это оправданным, ведь автомобиль без AdBlue не способен нейтрализовать наиболее вредные частицы выхлопных газов – оксиды азота.
Со временем автономность автомобилей увеличится. И произойдет это в ближайшее время, например, в связи с объявленным вводом в продажи системы Steer-by-Wire с 2025 года. Он уже установлен на некоторых (японских) автомобилях.
В настоящее время руль имеет жесткое соединение с рулевым механизмом через колонку и рулевой вал. Управление по проводам изменит ситуацию. Рулевая колонка будет содержать лишь датчики, которые будут передавать информацию о движениях колес на рулевой механизм. А там электродвигатели будут управлять выдвижением стиков вправо или влево.

Автономные автомобили 3.jpg

Под педалями газа и тормоза находятся только электронные датчики, передающие сигнал о силе нажатия на контроллер данной системы. При необходимости специальная система определит мощность двигателя (например, электрического), силу торможения и соответствующий поворот рулевого колеса.

Худшая ситуация произойдет, когда автономность увеличится до такого уровня, что автомобиль сам закажет детали через Интернет и сервис. Остается единственный вопрос: хотим ли мы такой автомобилизации? И печальный ответ заключается в том, что нашего мнения никто не спрашивает...
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте