Современные автомобили в некоторой степени автономны. Иногда они не реагируют на команды водителя, а самостоятельно берут управление автомобилем на себя. В некоторых ситуациях они также могут помешать вам управлять автомобилем.
Когда компьютер берет на себя управление автомобилем и принимает решения вместо водителя?
Таких ситуаций как минимум несколько:
Автоматические дворники в автомобилях, оборудованных датчиком дождя . Этот датчик отслеживает количество осадков на лобовом стекле (на основе отражения света, генерируемого собственным светодиодом от капель воды на стекле) и самостоятельно, без вмешательства водителя, активирует дворники и выбирает их скорость.
Автоматическое переднее освещение автомобиля в автомобилях, оснащенных датчиком света (часто это один датчик вместе с датчиком дождя). Контроллер освещения собирает данные от ранее упомянутого датчика, а также других (например, датчика рулевого управления рулевого колеса) для активации соответствующего модуля светодиодного матричного освещения. Работа антиблокировочной системы тормозов ESP, также известной как противобуксовочная система. Если автомобиль попадает в занос с недостаточной или избыточной поворачиваемостью, ESP автоматически (как и системы ABS и ASR нижнего уровня) притормаживает одно из колес, чтобы помочь автомобилю восстановить сцепление с дорогой. Но у ESP больше мощности, чем у ABS и ASR. В некоторых ситуациях он может управлять мощностью двигателя, игнорируя команды водителя с помощью педали акселератора. Это возможно, поскольку в большинстве современных автомобилей педаль газа соединена с дроссельной заслонкой не тросом, а электрическим кабелем. Под педалью газа находится датчик, передающий информацию о силе давления на шаговый двигатель, управляющий открытием дроссельной заслонки. ESP имеет право полностью игнорировать команду водителя, например, нажатие педали акселератора в данный момент. Лишь после выравнивания трассы ESP возвращает управление водителю. Поэтому менее секунды автомобилем управляет компьютер ESP (установлен под капотом).
Работа антиаварийной системы. Данная система призвана предупредить водителя о возможном столкновении и в некоторых ситуациях самостоятельно остановить транспортное средство. Как это работает? Контроллер системы собирает данные с радиолокационных головок, установленных за решеткой радиатора, а также с камеры, установленной за лобовым стеклом (в верхней части). При обнаружении возможного столкновения система предупреждает водителя (например, рывком после резкого нажатия и отпускания педали тормоза), а затем самостоятельно останавливает автомобиль. В большинстве случаев такая система позволяет максимально снизить потери, но можно сказать, что это форма автономии.
Круиз-контроль и адаптивный круиз-контроль. В этом случае даже владелец автомобиля-подростка сможет на мгновение почувствовать себя владельцем автономного автомобиля с автопилотом. Просто установите подходящую скорость с помощью рычага или кнопки, и автомобиль автоматически будет стремиться к этой скорости и поддерживать ее. В случае с адаптивным круиз-контролем автомобиль также предупредит о возможном столкновении и затормозит сам, как и в случае с системой предотвращения столкновений.
Может ли компьютер в автомобиле взять на себя управление автомобилем и помешать водителю управлять автомобилем?
Может быть. И дело не в неудачах. Компьютер может запретить водителю управлять автомобилем или наказать его снижением мощности автомобиля, если водитель не прислушивается к предупреждениям компьютера и не заливает AdBlue в бак . Тогда вас сначала могут наказать снижением мощности (до 40 процентов), а затем запуск двигателя может оказаться и вовсе невозможным. Возможно, многие сочтут это оправданным, ведь автомобиль без AdBlue не способен нейтрализовать наиболее вредные частицы выхлопных газов – оксиды азота.
Со временем автономность автомобилей увеличится. И произойдет это в ближайшее время, например, в связи с объявленным вводом в продажи системы Steer-by-Wire с 2025 года. Он уже установлен на некоторых (японских) автомобилях.
В настоящее время руль имеет жесткое соединение с рулевым механизмом через колонку и рулевой вал. Управление по проводам изменит ситуацию. Рулевая колонка будет содержать лишь датчики, которые будут передавать информацию о движениях колес на рулевой механизм. А там электродвигатели будут управлять выдвижением стиков вправо или влево.
Под педалями газа и тормоза находятся только электронные датчики, передающие сигнал о силе нажатия на контроллер данной системы. При необходимости специальная система определит мощность двигателя (например, электрического), силу торможения и соответствующий поворот рулевого колеса.
Худшая ситуация произойдет, когда автономность увеличится до такого уровня, что автомобиль сам закажет детали через Интернет и сервис. Остается единственный вопрос: хотим ли мы такой автомобилизации? И печальный ответ заключается в том, что нашего мнения никто не спрашивает...