Когда машина не заводится, виноват аккумулятор или стартер
Когда вы пытаетесь завести машину, вместо знакомого рева мотора вы слышите зловещий треск стартера, а затем... тишина, значит, вам пора успеть на автобус? Всегда предполагается, что первый источник питания, то есть аккумулятор , вызывает проблемы с запуском . Проверить его состояние можно с помощью измерителя постоянного тока — подробная процедура описана в нашей статье «Как проверить состояние аккумулятора».
Если аккумулятор работает нормально, второй элемент, который следует проверить, — это стартер. Он отвечает за придание двигателю необходимой скорости вращения для запуска .
Конструкция стартера
Стартером можно назвать простой электродвигатель постоянного тока, питающийся от аккумулятора. Он состоит из нескольких элементов:
- ротор, соединяющийся с маховиком,
- катушки,
- электромагнит с переключателем,
- передача мощности на щеткодержатель,
- бендикс, то есть сцепной механизм,
- защита всех компонентов корпуса.
Вот и все – стартер – гениальное в своей простоте устройство. С 1914 года, когда компания Bosch представила на рынке свой прототип, в этом решении мало что изменилось. Если бы не это, мы бы, вероятно, до сих пор заводили автомобили с помощью рукоятки, прикрепленной к двигателю.
Какова функция бендикса?
Как мы уже упоминали, бендикс соединяет стартер с маховиком. Он имеет форму односторонней муфты с шестерней и пружиной . Он работает только с одной стороны — приводит в движение двигатель, но, благодаря предохранительному механизму, управлять им невозможно.
Его можно сравнить с шатуном велосипеда: при нажатии на педали колеса вращаются. Однако когда вам не нужно крутить педали, например, потому что вы спускаетесь с горки, в другую сторону механизм не работает — колеса не перемещают педали. Этому препятствует обгонная муфта, велосипедный эквивалент односторонней муфты в бендиксе.
Неисправность бендикса – характерный симптом
Если при попытке завести автомобиль (особенно на холодном двигателе) вы слышите работу стартера, а затем характерный глухой стон – скорее всего, это бендикс, который не перемещает механизм сцепления с шестерней. В результате стартер крутит, но крутящий момент не передается на коленвал – и машина не заводится.
Этот характерный стон является наиболее распространенным симптомом повреждения бендикса, о котором сообщается на интернет-форумах. Однако при диагностике стартера следует проверить и другие элементы : щетки, коллектор, обмотки и уже упомянутые втулки. В такой точной конструкции неисправная работа одних деталей может повлиять на состояние других.
Бендикс – причины поломки
Бендикс, как и все в вашей машине, может просто изнашиваться. К счастью, это недорогой элемент, поэтому если после разборки стартера вы заметили на его поверхности механические повреждения, просто замените его новым. При этом обратите внимание на смазку – слишком мало или некачественная смазка приводит к замедлению движения бендикса, что также может привести к проблемам с запуском.
Если вы не хотите разбирать стартер, обратитесь к механику. Иногда случается, что проблемы с плавным запуском автомобиля вызваны изношенными втулками . Стоимость их замены составляет ошеломляющую сумму в несколько злотых (плюс, конечно, трудозатраты, но опыт не купишь).
Проблемы с запуском могут возникнуть и из-за неисправностей других систем – в первую очередь электрической. Бендикс не только перемещает механизм сцепления в сторону шестерни, но и при достижении двигателем соответствующих оборотов выводит его в исходное положение. Если что-то нарушит работу электросистемы и бендикс не даст реверс, обороты приводного агрегата передадутся на стартер. Их сила буквально взорвет его изнутри.