Современные дизельные двигатели характеризуются очень сложными и чувствительными системами впрыска. Наиболее распространенной системой такого типа для дизельных двигателей является Common Rail. Ключевыми элементами этой системы являются форсунки, подающие топливо в камеру сгорания. Как обеспечить срок службы форсунок Common Rail, и если они ломаются, что нужно помнить при диагностике и замене?
В случае форсунок Common Rail впрыск управляется электроникой и происходит под очень высоким давлением (более 2000 МПа). В последнем поколении различаем до 7 стадий впрыска топлива, что позволяет очень точно их сжигать. Такой способ распределения топлива приводит к тому, что двигатель имеет лучшие экологические показатели - он выделяет меньше вредных веществ, например, оксидов азота, побочных продуктов процесса сгорания, и обеспечивает большую чистоту салона двигателя (уменьшает явление нагара). К сожалению, у этой медали есть две стороны. Наряду с усложнением конструкции форсунок Common Rail увеличивалась их подверженность повреждениям.
- Выход из строя форсунки, как и насоса высокого давления, присутствующего в системе CR, может вызвать: неравномерную работу двигателя, стук в двигателе, неравномерность работы на холостом ходу, рывки двигателя при запуске, глохание во время движения, повышенный расход топлива, дым из выхлопной трубы и громкая работа самих форсунок. - Неисправности инжектора заключаются в основном в том, что он может быть постоянно открытым или закрытым. Форсунки также могут быть заклинены в результате отслоения насоса высокого давления или попадания каких-либо загрязнений в систему впрыска. Неэффективная фильтрация является одной из наиболее распространенных причин повреждения форсунок Common Rail.
Заедание форсунки приведет к тому, что она не сможет подавать топливо в камеру сгорания, что может привести к невозможности запуска двигателя (зависит от количества поврежденных форсунок). «Наливная» форсунка, в свою очередь, нарушит пропорции топливовоздушной смеси, что приведет к неаккуратному сгоранию топлива, а значит, к увеличению токсичности отработавших газов и избыточному отложению нагара на элементах поршневой системы. Слишком богатая или бедная смесь часто может быть проверена путем измерения сигналов лямбда-зонда, который из-за поврежденной форсунки может давать неверные значения. Такое явление, несомненно, оставит след в памяти ЭБУ, что может выдать ошибку, связанную с работой лямбда-зонда. То же самое и с падением производительности и неравномерным холостым ходом.
- Диагностика тестером и считывание кодов ошибок - необходимый этап при проверке работы форсунок. Как уже упоминалось, сбой впрыска может вызвать дополнительные ошибки, например выбросы выхлопных газов, теоретически не связанные напрямую с работой форсунок. В случае разборки форсунок может случиться так, что они заедают под слоем грязи и снять их вручную становится невозможно. Затем используются специальные гидравлические съемники, которые должны решить эту проблему. Такими устройствами должна быть оборудована каждая мастерская, занимающаяся обслуживанием дизельных двигателей. Снятую форсунку следует проверить на профессиональном испытательном стенде, – поясняет Гусятинский.
В случае с электромагнитными форсунками Common Rail 1-го и 2-го поколения возможна их регенерация при условии замены всех необходимых элементов на новые. Пьезоэлектрические форсунки (теоретически) не могут быть регенерированы и должны быть заменены новыми - исключение составляет компания Bosch, которая восстанавливает свои форсунки на заводе, но до сих пор не сделала эту процедуру доступной для более широкой группы.
Мы тестируем поврежденные, а также восстановленные форсунки на испытательных стендах. Затем мы проверяем их герметичность, дозировку топлива (гидравлическую мощность), давление впрыскиваемого топлива, время контроля, способ распыления и многие другие параметры, позволяющие определить эффективность. Полученные результаты необходимо сравнить с эталонными значениями. Придаем восстановленным форсункам так называемую ima-код, который следует использовать после их привязки к движку. Если мы этого не сделаем, ЭБУ может быть не в состоянии управлять форсунками самостоятельно, что приведет к неисправности двигателя или невозможности его запуска.
Как уже упоминалось, форсунки Common Rail очень восприимчивы к любым загрязнениям топлива, что значительно сокращает срок их службы. К счастью, есть несколько способов позаботиться о форсунках и тем самым продлить их безаварийную работу.
- Профилактика лучше, чем лечение, поэтому водители должны помнить о своевременной замене топливного фильтра. Оно должно поглощать все примеси, но при этом быть достаточно пропускной, чтобы не нарушать работу двигателя. Основой также является использование топлива самого высокого качества. На станциях Total мы уделяем этому особое внимание, поэтому предлагаем водителям проверенные решения как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В сочетании с регулярным и надежным обслуживанием автомобиля это гарантия долгой безотказной работы.