Единовременная замена почти всего рынка грузовых автомобилей всего за несколько месяцев является поистине беспрецедентной. Поэтому мы еще раз посмотрим на ситуацию в России, где в прошлом году ушли все европейские бренды, а оставленное ими место тут же заняли производители из Китая.
Последние новости на эту тему касаются, в частности, повышения цен. Этот вопрос в последнее время вызывает много эмоций, поскольку китайские грузовики в России уже просто недешевы. По подсчетам ассоциации российских перевозчиков «Грузавтотранс», в январе 2023 года китайский тягач в популярной комплектации стоил около 6 миллионов рублей, а сегодня уже 10 миллионов рублей. Пересчитано примерно на 100 тысяч. евро, поэтому китайские грузовики во многом сравнялись по ценам с европейскими автомобилями еще до начала войны в Украине.
Почему это изменение? Одно из главных объяснений – консолидация позиций на рынке. Китайские бренды дождались, пока у россиян не останется альтернативы, и теперь начинают поднимать цены, чтобы добиться большей прибыли. Хотя свою роль, безусловно, играет резко низкий курс рубля, который сейчас находится на самом низком уровне с марта 2022 года.
В то же время, с продолжающимся переходом на китайское оборудование, россияне все больше говорят об обслуживании. В одной из крупных сетей сообщили здесь, что спрос на запчасти для крупных китайских брендов в настоящее время в России составляет примерно 60-70 процентов. Чего не хватает, так это не только более сложных узлов для коробки передач или двигателя, но и базовых расходных материалов, таких как колодки или тормозные диски. Проблему усугубляет высокая частота отказов автомобилей и очень короткие межсервисные интервалы, обычно устанавливаемые китайцами в 50 000. километров. Кроме того, детали из листового металла очень трудно найти на рынке, поэтому возможное столкновение с китайским грузовиком может привести к очень длительному простою.
Объяснением этих проблем является чрезмерно жестокий характер рыночного обмена. Число компаний, продающих китайские грузовики в России, растет гораздо быстрее, чем количество обслуживающих их предприятий. Причём всё делается очень хаотично, без общенациональных контрактов и построения крупных сетей. В результате, как объясняют СМИ российские перевозчики, грузовики зачастую приходится обслуживать в том городе, где они были куплены. Дилеры также не имеют права принимать решения по гарантии, и по каждому такому вопросу необходимо консультироваться с официальным импортером.
Все это вместе означает, что среди российских транспортных компаний произойдет заметный возврат к созданию собственных сайтов. Более того, еще есть определенная группа крупных перевозчиков, которые боятся переходить на китайские грузовики и просто не будут закупать новые машины с 2022 года. Поэтому мы можем наблюдать автопарки, которые раньше заменяли грузовики в типичном лизинговом цикле каждые 3 года, а сегодня массово продлевают срок службы 5-летних тракторов независимо от их пробега.