Моторные масла, предназначенные для легковых и грузовых автомобилей, различаются по многим параметрам, а значит, не могут быть взаимозаменяемыми. Эти различия, естественно, вытекают из разного характера работы двигателей и, следовательно, из разных типов их защиты. Стоит знать об этих различиях, чтобы знать, как использовать каждый тип моторного масла.
Антиоксиданты и диспергаторы
Моторные масла для легковых и грузовых автомобилей различаются, прежде всего, своим химическим составом, который определяет их дальнейшее функционирование. Например, роль соединений, называемых антиоксидантами, различна. В маслах, предназначенных для легковых автомобилей, их задачей является повышение устойчивости приводного узла к периодическим термическим перегрузкам. В случае с маслами, предназначенными для грузовых автомобилей, антиоксиданты призваны обеспечить долговечность двигателя при длительных перерывах между заменами жидкости. А в случае с большими грузовиками, эксплуатируемыми на дальних перевозках, эти интервалы могут достигать 90-100 тысяч километров.
Еще одним соединением, количество которого варьируется в автомобильном и грузовом масле, являются диспергаторы. Это специальное вещество предназначено для предотвращения слипания частиц сажи в более крупные скопления, что может привести к более быстрому износу отдельных компонентов двигателя. Благодаря диспергаторам растворенная в масле сажа легко удаляется из двигателя при каждой замене жидкости. Когда сажа образует более крупный скопление, вязкость масла увеличивается и его свободное течение через систему смазки затрудняется. В связи с тем, что грузовые и легковые автомобили расходуют топливо с разной скоростью, а у грузовых автомобилей расход масла значительно выше, что способствует отложению большего количества сажи в двигателе, поэтому масла для этих двух типов транспортных средств различаются по количеству топлива, содержащегося в них.
Высоко- и низкозольное масло
Эти два типа масел не могут использоваться взаимозаменяемо. В грузовых автомобилях используются высокозольные масла, такое масло, залитое в двигатель с сажевым фильтром, в котором используется малозольное масло, приведет к его засорению. В обратной ситуации, когда в двигатель грузовика заливают малозольное масло, это может вызвать коррозию поршневых колец и более быстрый износ гильз цилиндров.
Частота замены масла
Основная задача моторного масла, предназначенного для грузового автомобиля, то есть для дизельного двигателя, – обеспечить максимально возможную защиту приводного агрегата при больших нагрузках и работе на очень больших расстояниях. Поэтому масло в грузовых автомобилях меняют реже по сравнению с рабочей жидкостью, предназначенной для легковых автомобилей. Все зависит от типа транспортного средства. Чаще всего каждые 30-40 тысяч км, замена масла в строительной технике. В случае с развозными автомобилями замена должна происходить каждые 50-60 тысяч. км , а самые большие интервалы замены масла касаются больших грузовых автомобилей, предназначенных для перевозок на дальние расстояния. Здесь замена осуществляется каждые 90-100 тысяч. км . Подробно о замене моторного масла в легковых автомобилях мы писали в этом посте. Однако стоит напомнить основное правило: повторять это мероприятие следует каждые 10–15 тысяч. км или, независимо от пробега, один раз в год.