Каталитический реактор, чаще называемый каталитическим нейтрализатором, отвечает за снижение вредных химических соединений, выделяющихся в выхлопных газах автомобилей. Его роль очень важна для окружающей среды и, следовательно, для каждого человека. Эта деталь, как и любой другой расходный элемент, изнашивается и требует регенерации или замены. Многие водители в целях экономии вырезают каталитический нейтрализатор из выхлопной системы, не соблюдая тем самым правила, строго запрещающие это.
Несколько слов о катализаторе
Примерно в середине 1990-х годов на автомобили начали устанавливать каталитические нейтрализаторы . Их целью было уменьшить выбросы выхлопных газов при работе двигателя. Все это для того, чтобы в атмосферу проникало как можно меньше негативных соединений и загрязняющих веществ, оказывающих пагубное воздействие на все живые организмы. На самом деле «Катализатор» — неправильное название: оно описывает только химическое вещество, а не само устройство. Его собственное название — реактор или каталитический ускоритель . Однако термин «катализатор» стал настолько распространенным, что каждый точно знает, что это за часть.
Та часть, которая также изнашивается
Каталитический нейтрализатор является одним из очень важных элементов выхлопной системы . Его основное назначение – корректировать состав выхлопных газов при их выбросе и тем самым снижать содержание вредных для атмосферы соединений, в том числе: углеводороды, оксиды углерода или оксиды азота. Эта часть автомобиля изнашивается и может быть повреждена. Езда на короткие расстояния, проблемы с турбокомпрессором или системой зажигания, а также плохо отрегулированная газовая установка крайне негативно влияют на эффективность каталитического нейтрализатора. Этот элемент также не терпит неосторожной езды по неровным поверхностям – при ударе керамическая вставка может очень быстро рассыпаться, в результате чего проходимость всей выхлопной системы существенно снизится. Все керамические частицы необходимо быстро удалять, чтобы они не повредили другие элементы всей системы.
Симптомы проблем с катализатором
Правильная диагностика – залог правильного решения проблемы. Есть некоторые особенности поведения , которые могут указывать на то, что с каталитическим нейтрализатором что-то не так. Что именно?
- падение мощности в результате нарушения проходимости выхлопной системы,
- шум при движении,
- после нажатия на педаль газа металлический звук , исходящий из области выхлопной системы,
- заметное увеличение расхода топлива,
- увеличение выбросов CO2 - если в каталитический реактор попадут частицы каких-либо посторонних химикатов, например моторного масла, его работа будет нарушена. Тогда автомобиль будет выделять гораздо больше углекислого газа.
Сломанный катализатор – что дальше?
Многие водители не осознают, что замена каталитического нейтрализатора обходится недешево . Цены на новую деталь действительно высоки и обусловлены, прежде всего, типом материалов, использованных при производстве. В первую очередь речь идет о драгоценных металлах – платине или палладии, которые увеличивают цену каталитического нейтрализатора. Даже если вы рассматриваете возможность регенерации вместо покупки нового элемента, вы должны быть готовы потратить несколько сотен злотых . В случае совершенно нового оборудования эта сумма может увеличиться даже в несколько раз. Есть ли другой вариант? Да. Многие люди предпочитают отключать каталитический нейтрализатор, хотя это незаконно . Не стоит подвергать себя проблемам – лучше подумать о регенерации или использовании универсального катализатора , который наверняка будет дешевле оригинального, или спортивного , так же можно придать автомобилю интересный, спортивный звук, а также немного увеличить мощность двигателя.
Удаление запрещено
Как мы уже говорили ранее, снимать катализатор запрещено. Согласно статье №8 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.06.2023), любые действия, направленные на удаление элементов, отвечающих за изменение количества выхлопных газов, выбрасываемых автомобилем, категорически запрещены. Несмотря на запрет, многие водители в целях экономии решают снять катализатор со своего автомобиля. Подобные действия могут привести к тому, что при техосмотре не будет поставлен штамп в техпаспорте, и, таким образом, нашу машину не допустят к эксплуатации. Кроме того, содержание выхлопных газов также может проверить полиция , которая все чаще имеет при себе специальные устройства, позволяющие измерить чистоту выхлопных газов. Если при такой проверке ваш автомобиль выбрасывает в атмосферу слишком много вредных веществ сверх нормы, вы не только получите штраф, но и ваше свидетельство о регистрации транспортного средства будет конфисковано . Конечно, стоит учитывать не только правила, но и факт загрязнения окружающей среды , если ездить на автомобиле без катализатора. Токсины пагубно влияют на здоровье человека и весь окружающий нас мир.