Нагар – нежелательное явление в двигателе, бороться с которым очень сложно. Чем чище салон приводного агрегата, тем выше культура его эксплуатации. Каковы причины нагара в двигателе и как минимизировать это явление?
Нагар в большей или меньшей степени присутствует в каждом двигателе и вызван несовершенным сгоранием топливно-воздушной смеси. Непосредственная причина – смешивание моторного масла и топлива. Это связано с выпадением нагара, который является продуктом спекания и коксования моторного масла и полутвердых веществ, поступающих с топливом. В случае двигателей с искровым зажиганием образование нагара также вызвано присутствующими в топливе химическими соединениями, призванными уменьшить явление детонационного сгорания .
Может ли несоответствующая манера вождения водителя стать причиной нагара?
Оказывается, это весьма вероятно. Вождение на экстремальных скоростях увеличивает риск образования нагара в двигателе. Частота вращения двигателя должна быть соответствующим образом отрегулирована , она не может быть слишком высокой или слишком низкой. К образованию нагара может привести и езда на короткие расстояния – это связано с отсутствием температуры самоочистки примерно 450 ℃. Езда на малых оборотах стимулирует работу турбокомпрессора, что позволяет эффективно ездить в диапазоне примерно 1200-1500 об/мин, что также влияет на образование нагара. Это можно свести к минимуму, изменив стиль вождения и используя качественное моторное масло.
Неисправное программное обеспечение тоже способствует образованию нагара?
Главный компьютер отвечает за правильное определение пропорций топливно-воздушной смеси. Необновление основного программного обеспечения компьютера нарушает работу подбора смеси – что приводит к обогащению топливно-воздушной смеси.
Это также может произойти из-за повреждения лямбда-зонда. Датчик измеряет количество кислорода в выхлопных газах и обменивается данными напрямую с электронным модулем управления ЭБУ. Выход из строя лямбда-зонда приведет к фальсифицированным измерениям параметров выхлопных газов. Места, особенно подверженные воздействию отложений углерода
Внутри двигателя есть несколько элементов, в которых довольно часто можно обнаружить нагар, например, клапаны, впускной и выпускной коллекторы, система турбонагнетателя с изменяемой геометрией, вихревые заслонки в дизельных двигателях, днища поршней, гильзы цилиндров, каталитический нейтрализатор, фильтр DPF или клапан EGR.
Особенно уязвимы бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлива. Подача топлива непосредственно в камеру сгорания не позволяет ему промывать впускные клапаны, что увеличивает риск скопления на них нагара . В конечном итоге это приводит к нарушению топливно-воздушной смеси, поскольку в двигатель не попадает необходимое количество воздуха. Тем не менее, главный компьютер сможет регулировать топливно-воздушную смесь, но лишь в определенной степени. Поэтому важно сократить интервал замены моторного масла вдвое в случае ограничения, установленного в 30 000 км или 2 года – если этого не сделать, отложившийся нагар может привести к заклиниванию приводного агрегата.
Необходимо использовать качественное топливо.
Именно так обстоит дело с дизельными двигателями. Некачественное топливо содержит примеси и его параметры могут отличаться от правильного стандарта. Несмотря на смену стиля вождения на более лучший, регулярную замену масла и уход за всеми рабочими элементами автомобиля, нагар все равно будет накапливаться, если использовать некачественное топливо.