При использовании транспортного средства водители обычно не забывают менять автомобильное масло, тормозную жидкость и жидкость для омывателя лобового стекла. Однако иногда упускают из виду систематическую замену охлаждающей жидкости, имеющую большое значение для правильной работы автомобиля.
В первую очередь охлаждающая жидкость влияет на долговечность системы охлаждения и двигателя.
Что такое радиаторная жидкость?
Охлаждающая жидкость – это не что иное, как жидкость, используемая в системах охлаждения автомобилей. Он передает тепловую энергию между радиатором и двигателем, отдавая примерно 30% тепловой энергии, содержащейся в сгоревшем топливе. Он заменяет воду и имеет гораздо более низкую температуру замерзания и более высокую температуру кипения. Этот продукт выпускается во многих вариантах на основе пропилена или этиленгликоля. Радиаторные жидкости могут отличаться не только по составу, но и по назначению, ведь радиаторы могут быть изготовлены из разных сплавов. Хотя этиленгликоль и обладает лучшими свойствами, чаще используют пропиленовую разновидность. Это связано с тем, что его пропиленовая альтернатива, в отличие от этиленгликоля, не обладает какими-либо токсичными свойствами. Кроме того, жидкости, содержащие пропиленгликоль, требуют веществ, препятствующих размножению микроорганизмов, а также им необходимо гораздо большее количество антикоррозионных присадок более высокого качества. Это приводит к более высокой стоимости такой жидкости. Стоит помнить, что охлаждающая жидкость вредна для человека – может произойти отравление этиленгликолем. Охлаждающие жидкости чаще всего выпускаются в виде концентрата для разбавления деминерализованной или дистиллированной водой, хотя наибольшей популярностью пользуются готовые водные растворы. Помимо ингредиентов, предотвращающих коррозию или обладающих антикальцинирующими свойствами, они также содержат присадки, препятствующие вспениванию жидкости, а также предотвращающие повреждение резиновых деталей системы охлаждения.
Почему стоит заменить охлаждающую жидкость?
Довольно часто проверка охлаждающей жидкости ограничивается проверкой ее уровня и температуры замерзания. Если после проверки окажется, что все в порядке и охлаждающая жидкость не требует замены, стоит обратить внимание еще на один вопрос. Присадки, защищающие систему охлаждения, не являются постоянными. Через какое-то время они просто потеряют свои свойства и перестанут защищать радиатор. В зависимости от производителя автомобиля и типа охлаждающей жидкости интервалы замены будут различаться. Если жидкость не будет заменена своевременно, пользователь транспортного средства должен учитывать риск повреждения автомобиля, что повлечет за собой дорогостоящие затраты на ремонт. Пострадать может не только сам радиатор, но и водяной насос, и прокладка головки блока цилиндров. Согласно рекомендациям специалистов, жидкость для старения следует заменять каждые два-три года. Регулярная замена снижает риск поломки автомобиля и положительно влияет на безопасность и комфорт использования автомобиля. Также стоит каждые несколько месяцев проверять температуру замерзания. Совершенно недопустимо доливать воду в бачок радиатора, особенно зимой. Это может привести к серьезному выходу из строя двигателя. В свою очередь, слишком мало жидкости может привести к перегреву двигателя летом или остыванию зимой. Планируя замену жидкости, хорошо бы подумать и о замене термостата, особенно если он использовался несколько лет или проехал несколько десятков тысяч километров. Хотя производители жидкостей гарантируют, что имеющиеся на рынке средства можно смешивать, стоит помнить, что не все жидкости имеют одинаковый состав. Некоторые ингредиенты в сочетании с элементами других жидкостей могут привести к ухудшению антикоррозионной защиты и даже способствовать образованию агрессивного вещества, мешающего правильному функционированию системы охлаждения. Недопустимо смешивать жидкости с органическими добавками с неорганическими жидкостями.
Виды охлаждающих жидкостей
В автомобилях используются три основных типа охлаждающих жидкостей: OAT, IAT и HOAT. Чем отличаются эти жидкости? На практике – с антикоррозионными присадками. В старых автомобилях чаще всего используются жидкости на основе IAT (Inorganic Additive Technology), в основе которых лежат неорганические присадки. Силикаты в них накапливаются довольно быстро, поэтому качество их невысокое. Низкая долговечность – их самый большой недостаток, поэтому следует не забывать заменять жидкость хотя бы раз в два года. В новых конструкциях с алюминиевыми системами охлаждения используются жидкости OAT (технология органических кислот), не содержащие силикатов и содержащие органические антикоррозионные присадки. Однако жидкости на основе растворов HOAT содержат гибридные органические присадки. Последние два типа жидкостей имеют увеличенный срок службы и их можно заменять даже раз в пять лет. Вещества радиатора могут быть разных цветов. Что означают разные цвета? Обычно указывают технологию производства, хотя это не правило. Наиболее распространена красная охлаждающая жидкость G12, но встречаются также розовые, оранжевые и даже бесцветные жидкости. Это изделия, изготовленные по технологии OAT. Однако жидкости зеленого или синего цвета часто относят к технологии IAT. Фундаментальные знания об охлаждающих жидкостях помогут водителям избежать проблемы с неправильной покупкой. В случае сомнений хорошо использовать фирменные решения, основанные на современных технологиях, предназначенные для конкретных систем охлаждения. Кроме того, соблюдение предписанной периодичности замены жидкости, а также проверка уровня и качества предотвратят серьезные поломки как системы охлаждения, так и двигателя.