ДАТЧИКИ АБС
Важность датчиков ABS
![Датчики АЬС (скорости вращения колес) 3.jpg Датчики АЬС (скорости вращения колес) 3.jpg](/upload/medialibrary/698/h3jby064sro32esdazvvdwrztbdk0etx/Datchiki-AS-_skorosti-vrashcheniya-koles_-3.jpg)
Усложнение дорожного движения предъявляет повышенные требования к водителям. Системы помощи водителю облегчают вождение и повышают безопасность дорожного движения. Современные системы помощи водителю уже входят в базовое оснащение практически всех коммерческих автомобилей, производимых в Европе, что ставит перед автосервисами совершенно новые задачи.
Сегодня автомобильная электроника играет ключевую роль во всех системах комфорта и безопасности. Оптимальное взаимодействие сложных электронных систем обеспечивает безошибочную работу автомобиля и повышает безопасность движения.
Датчики поддерживают интеллектуальный обмен данными между электронными системами автомобиля. С точки зрения безопасности вождения датчики скорости вращения имеют особое значение, о чем свидетельствует их универсальное применение в различных
системах автомобиля.
В системах помощи водителю, таких как ABS, ASR, ESP или ACC, они используются контроллерами для определения скорости вращения колес.
Информация о частоте вращения передается по IT-кабелям от контроллера АБС к другим системам (двигателю, коробке передач, системам навигации и управления шасси).
Благодаря возможности использования во многих различных системах эти датчики непосредственно способствуют повышению динамики движения, безопасности и комфорта, а также снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ. Датчики скорости колес также часто называют просто датчиками ABS, потому что они впервые были использованы в автомобильных системах ABS.
Датчики скорости вращения колес по принципу действия делятся на активные и пассивные. Однако четкого определения этого разделения не существует.
На практике датчики принято различать следующим образом:
Если датчик «активируется» только при подаче напряжения питания и только тогда передает выходной сигнал, его называют «активным» датчиком.
Если датчик работает без дополнительного источника напряжения, то это «пассивный» датчик.
ИНДУКТИВНЫЙ ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ И АКТИВНЫЕ ДАТЧИКИ СКОРОСТИ КОЛЕСА
![Датчики АЬС (скорости вращения колес).jpg Датчики АЬС (скорости вращения колес).jpg](/upload/medialibrary/1f9/d0nkh11gtwt9z3v1xmtx0cacbhqfkcub/Datchiki-AS-_skorosti-vrashcheniya-koles_.jpg)
Индуктивный датчик скорости вращения, пассивные датчики
Принцип работы
Датчики скорости вращения колес устанавливаются непосредственно над импульсным кольцом, соединенным со ступицей колеса или полуосью. Полюсный штифт, окруженный обмоткой, соединен с постоянным магнитом, действие которого достигает полюсного колеса. Вращательное движение импульсного кольца и вызванное этим изменение положения зубцов и зазоров между зубцами вызывает изменение магнитного потока через полюсный штифт и обмотку. Изменяющееся магнитное поле наводит в обмотке измеримое переменное напряжение.
Частота и амплитуда переменного напряжения связаны со скоростью вращения колеса. Индуктивные пассивные датчики не требуют отдельного источника питания от контроллера. Поскольку диапазон распознавания сигнала определяется контроллером, амплитуда должна находиться в пределах определенного диапазона напряжения. Расстояние (А) между датчиком и импульсным кольцом зависит от конструкции подвеса.
Датчики скорости вращения колес
Активный датчик представляет собой датчик приближения со встроенной электронной схемой, питаемый от контроллера ABS напряжением определенного значения. Например, в качестве многополюсного кольца можно использовать импульсное кольцо, которое также используется в уплотнительном кольце подшипника колеса. В уплотнительное кольцо встроены магниты с переменной полярностью. Магниторезисторы, встроенные в электронную схему датчика, фиксируют изменение магнитного поля при вращении многополюсного кольца. Этот синусоидальный сигнал преобразуется электронной схемой датчика в цифровой сигнал. На контроллер подается токовый сигнал с модулированной шириной импульса.
Датчик подключается к контроллеру двухпроводным кабелем. Сигнал датчика одновременно передается по силовому кабелю. Второй провод служит массой датчика. Помимо магниторезисторов сегодня также используются датчики Холла, которые позволяют преодолевать большее расстояние и реагируют даже на малейшие изменения магнитного поля. Если в автомобиле вместо многополюсного кольца используется стальное импульсное кольцо, на датчике устанавливается дополнительный магнит. За счет вращения импульсного кольца изменяется постоянное магнитное поле в датчике. Обработка сигнала и интегральная схема идентичны магниторезистору.
ПРЕИМУЩЕСТВА АКТИВНЫХ ДАТЧИКОВ
- Измерение скорости вращения сразу после запуска. Это позволяет измерять скорость до 0,1 км/ч, что важно в системах противоскольжения (ASR) уже в момент трогания с места.
- Датчики, принцип действия которых основан на эффекте Холла, фиксируют движение вперед и назад.
- Эти датчики меньше и легче.
- Отсутствие импульсных колец позволяет упростить конструкцию шарниров приводной передачи.
- Менее чувствителен к электромагнитным помехам.
- Изменение расстояния между датчиком и магнитным кольцом не оказывает прямого влияния на сигнал.
- Высокая устойчивость к вибрации и температурным колебаниям.
ДЕФЕКТ ДАТЧИКА АБС
Выход из строя датчиков скорости колес проявляется следующим образом:
- горит лампочка АБС
- запись кода неисправности
- колеса блокируются при торможении
- видимое регулирование
- выход из строя дальнейших систем
ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТА ДАТЧИКА АБС
Причины неудач:
- обрыв провода
- внутренние короткие замыкания
- внешнее повреждение
- сильное загрязнение
- увеличенный люфт ступичного подшипника
- механическое повреждение импульсного кольца
- ПРОВЕРКА ДАТЧИКОВ АБС: : ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ
- Обычно проверке датчиков скорости колес предшествовал отказ системы ABS/ASR/ESP.
После включения контрольной лампы доступны следующие возможности диагностики неисправностей:
- Чтение памяти неисправностей -измерение напряжения питания и сигналов мультиметром и осциллографом, Визуальный осмотр проводки и механических компонентов
- Диагностический тестер -чтение содержимого памяти неисправностей
- Сравнение и оценка сигналов от отдельных датчиков скорости колес.
- Мультиметр -Вольтметр (измерение напряжения питания)
- Омметр -измерение внутреннего сопротивления (в случае активных датчиков измерение внутреннего сопротивления невозможно)
- Осциллограф -График сигнала (оценка формы сигнала)
Диагностика неисправностей датчиков скорости колес может быть затруднена из-за разделения на активные и пассивные датчики, так как эти датчики не всегда оптически отличаются друг от друга. При этом обращайтесь к данным, предоставленным производителем датчика и автомобиля. Из-за лучших технических свойств, таких как большая точность и меньшие размеры, с 1998 года производители автомобилей в основном используют активные датчики колес.
Условия эффективной диагностики
Достаточное количество документации в виде технических данных.
Подходящий диагностический тестер , мультиметр или осциллограф.
Технические знания механика, обучение сотрудников
Когда речь идет о диагностике сложных систем, даже самые лучшие приборы не смогут обеспечить ремонт автомобиля в одиночку. Только хорошо обученный персонал может предотвратить ненужную замену компонентов и сбои в работе мастерской, а также повысить доверие клиентов.
При проведении ремонта необходимо соблюдать следующие правила:
- Ремонт тормозной системы разрешается производить только квалифицированному персоналу.
- При любом ремонте тормозной системы необходимо соблюдать инструкции по обслуживанию и технике безопасности производителя транспортного средства, а также инструкцию по установке изделия.
- Необходимо строго соблюдать указанные моменты затяжки.
Диагностика неисправностей в повседневной работе мастерской
Поясним процесс диагностики активного датчика скорости колеса на примере «неисправность датчика скорости заднего левого колеса». Клиент сообщает о нарушении работы системы ABS. Во время движения загорается контрольная лампа ABS.
Процедура ремонта была представлена на примере автомобиля БМВ Е46. Схемы, фотографии и описания предназначены только для пояснения содержания документа и не могут быть использованы в качестве основы для сборки и ремонта.
Подготовка к диагностике:
- Условием правильного назначения транспортного средства является приложение к заказу документов на транспортное средство (техпаспорта).
- Проверьте напряжение аккумулятора. Плохое качество электропитания может привести к сбою системы, ошибочным измерениям или падению напряжения.
- Проверьте предохранители соответствующей системы. Причину неисправности иногда можно объяснить, заглянув внутрь блока предохранителей.