15 марта 2024
425
Уплотнительное кольцо было впервые запатентовано шведским инженером Дж. О. Лундбергом в 1896 году. В то время его изготавливали из натурального каучука. Его быстро начали использовать в гидравлических и пневматических системах промышленных машин, а также в транспортных средствах, трамваях и поездах. С развитием автомобилестроения его начали использовать и в автомобилях. Однако уплотнительные кольца можно было использовать не везде — резина не была устойчива к маслам и высоким температурам. Прорывом стало изобретение синтетических полимеров, свойства которых значительно превосходили свойства натурального каучука. 

Что такое уплотнительное кольцо?Уплотнительное кольцо с.jpg
Уплотнительные кольца представляют собой резиновые уплотнения тороидальной формы. Это пространственная фигура, созданная в результате вращения окружности вокруг прямой, находящейся с ней в одной плоскости, но вне ее окружности. Затем создается кольцо, стенка которого имеет круглое поперечное сечение. Это значит, что они круглые как спереди, так и в сечении. 

Уплотнительные кольца изготовлены из гибкого пластика, свойства которого можно регулировать для различных применений. Их используют в сантехнике, бытовой технике и практически в каждой технике – от велосипедов до космических ракет, включая, конечно же, автомобили и мотоциклы.

Уплотнительное кольцо помещается между двумя деталями в гидравлических и пневматических системах, в одной из них вырезается канавка. Уплотнитель помещается в него и сжимается с поверхностью другой детали. Благодаря своей гибкости уплотнительное кольцо заполняет пространство между элементами и герметизирует соединение. Он подстраивается под форму, благодаря чему исключает производственные неточности или мелкие механические повреждения. 

Уплотнительное кольцо – уплотнение практически для всего
Уплотнительные кольца устанавливаются двумя способами. Чаще всего их монтируют на внутренней втулке, на которую надевается другая деталь или которая вставляется в соответствующее отверстие. Чуть реже канавка под уплотнительное кольцо выполняется на ровной поверхности. В него вставляется прокладка и прижимается фланцем, обычно крепящимся винтами. Такое соединение обеспечивает хорошую герметичность в системах высокого давления. Системы с заглушкой могут быть запрессованы (трение между уплотнительным кольцом и уплотняемой поверхностью является силой, удерживающей соединение), привинчены или зажаты другим способом. 

Уплотнительное кольцо 1.jpg

Обычно в одном автомобиле можно найти до нескольких сотен уплотнительных колец. Этот тип уплотнения используется для защиты соединений между жесткими элементами систем двигателя, например, воздухопроводами, водяными патрубками, маслопроводами (также в коробке передач) или установками турбокомпрессора . Они также используются в системах кондиционирования и отопления.

В силовых агрегатах с мокрыми гильзами цилиндров резиновые уплотнительные кольца также герметизировали место крепления гильз в блоке. Хотя конструкции такого типа сегодня менее распространены, в основном в двигателях больших грузовиков, их можно встретить и в старых дизельных моделях, например, в достаточно широко распространенных двигателях VM Motori (включая Jeep, Chrysler и Iveco).

Уплотнительное кольцо также хорошо работает в динамических системах с низкими рабочими скоростями. В автомобилях таким способом герметизируются поршни насосов тормозов и сцепления . Уплотнительное кольцо также обычно герметизирует поршень суппорта дискового тормоза.

Уплотнительные кольца можно встретить и в подвеске, где они герметизируют амортизаторы , а в пневматических и гидропневматических конструкциях они отвечают за герметичность сфер/сильфонов. 

Если вы снимете все уплотнительные кольца со своего автомобиля, дело точно не уйдет далеко. К проблемам, которые могут возникнуть, относятся: утечки топлива и масла, неисправность системы питания, негерметичность системы впуска, невозможность торможения и негерметичность амортизаторов. Хотя зачастую это небольшие и незаметные детали, практически каждая из них выполняет важную функцию. 

Уплотнительные кольца – свойства и материалы
Резиновые уплотнительные кольца характеризуются тремя основными техническими параметрами:
  • внутренний диаметр,
  • диаметр поперечного сечения прокладки,
  • тип материала, из которого изготовлено уплотнительное кольцо.

Уплотнительное кольцо 2.jpg

Обычно обозначения диаметра даются, например, 9×1,5 мм, что означает уплотнительное кольцо с внутренним диаметром 9 мм и толщиной 1,5 мм. Уплотнения этого типа изготавливаются диаметром от менее 1 мм (например, для миниатюрных серводвигателей или медицинского оборудования) до нескольких сотен миллиметров (используются в промышленных машинах или судовых двигателях). В автомобилях обычно используются уплотнители примерно от 5 до 50 мм. Однако это не строгое правило, встречаются уплотнительные кольца как меньшего, так и большего размера (например, упомянутые уплотнительные кольца гильз цилиндров в двигателях ВМ).

Наиболее часто используемым материалом для уплотнительных колец является каучук NBR , то есть бутадиен-акрилонитриловый каучук. Может работать при температуре от -30 до +90 градусов С, устойчив к маслам, жидкому топливу, смазкам и некоторым гидравлическим жидкостям (кроме гликолевых жидкостей, например тормозных жидкостей). Это дешевое и эффективное решение, поэтому его используют везде, где только можно. Другой разновидностью этого материала является HNBR – гидратированный бутадиен-акрилонитриловый каучук. Он обладает большей устойчивостью к истиранию и окислению. Используется в динамических системах и в качестве уплотнений для систем кондиционирования воздуха .

В системах сжиженного нефтяного газа, вакуумных уплотнениях или уплотнениях, контактирующих с озоном, используются уплотнительные кольца FKM/FPM, также называемые Viton (по названию производителя, разработавшего их). Они изготовлены из фторкаучука, который отличается очень высокой химической стойкостью, медленным старением и низкой газопроницаемостью. Он негорюч и работает при температуре от -20 до +210 градусов С. В промышленности и авиации прокладки из этого материала часто используются как основные, в автомобилестроении только в специальном применении.

В автомобильных гидравлических системах (усилитель руля, тормоза, сцепления) используются жидкости на основе эфиров гликоля. В этом случае нельзя использовать ни уплотнительное кольцо NBR, ни FKM. В этих устройствах используются уплотнительные кольца из EPDM, т.е. изготовленные из этилен-пропилен-диенового каучука. Он устойчив к гидравлическим жидкостям, воде, сильным кислотам и щелочам, а также погодным условиям. Помимо тормозных систем, они иногда используются как взаимозаменяемые с HNBR в системах кондиционирования воздуха. 

Уплотнительное кольцо 3.jpg

Последние уплотнительные кольца, используемые в автомобильной промышленности, изготовлены из силиконовой резины и имеют маркировку VMQ или MFQ. Они имеют низкую устойчивость к истиранию и растяжению, но не впитывают воду и не окисляются. Это делает их очень устойчивыми к старению. Силиконовые уплотнительные кольца используются для замены уплотнений из NBR, но они встречаются нечасто. Их чаще можно встретить в оборудовании общественного питания, поскольку там не растут микроорганизмы. 

В горнодобывающей, авиационной и космической промышленности также используются уплотнительные кольца с тефлоновым слоем (FEP/PFA) или перфторкаучуком (FFKM/FFPM). Они более устойчивы практически во всех отношениях, но эти решения дороги и не нужны в дорожных автомобилях. Их можно встретить в гоночных автомобилях, например, Формулы-1, или в прототипах классов в гонках на длинные дистанции. 

Как заменить уплотнительные кольца? 
Уплотнительные кольца любого типа могут выйти из строя. Обычно это является результатом старения материала, химического или механического повреждения. В этом случае замените уплотнительное кольцо новым. Иногда также необходимо снять уплотнительное кольцо и установить его заново после проведения ремонта. 

Разборка и сборка уплотнительного кольца — несложные задачи, но эксперт Inter Cars дал несколько советов, как сделать это эффективнее: уплотнительные кольца плотно сидят в канавке, поэтому их снятие обычно требует поддевания. Вставьте тонкий, не очень острый предмет под уплотнитель и легким плавным движением рычага снимите уплотнительное кольцо с разъема. Если уплотнитель установлен в паз на ровной поверхности, его можно снять пинцетом или приподнять, аналогично случаю монтажа на патрубке. 

Большинство людей поддевают уплотнительные кольца небольшой отверткой, что является хорошей идеей, если вы не собираетесь переустанавливать уплотнение, поскольку это может привести к повреждению резины. Только будьте осторожны, чтобы не повредить канавку уплотнительного кольца. В мастерских используются специальные точки, также известные как крючки для уплотнительных колец, которые позволяют легче и деликатнее поддеть и снять уплотнение. Базовый набор стоит несколько злотых и его стоит купить. Если уплотнительное кольцо гибкое и не имеет повреждений и трещин, его можно установить повторно.

Уплотнительное кольцо 4.jpg

При монтаже можно использовать цианакрилатный или анаэробный клей, благодаря которому уплотнительное кольцо останется в пазу, даже если оно плотно прилегает к уплотняемой детали. Уплотнительные кольца большего размера, установленные на разъеме, можно растянуть пальцами, для меньших нужно использовать крючки или плоскогубцы с тонкими кончиками.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте