Каждый водитель знает, что слишком низкий уровень масла может вызвать множество проблем с двигателем. Однако все чаще говорят об обратной ситуации – когда количество моторного масла не уменьшается, а увеличивается. Особенно это случается в дизельных автомобилях. Какие последствия это может иметь? А почему масла в двигателе больше?
Уровень моторного масла самопроизвольно повышается при попадании в систему смазки другой жидкости – охлаждающей жидкости или топлива. Источником таких утечек может быть прокладка ГБЦ (в случае с охлаждающей жидкостью) или негерметичные поршневые кольца (в случае с топливом). В автомобилях, оснащенных DPF, разбавление масла другой жидкостью обычно является следствием неправильного сжигания скопившейся в фильтре сажи.
Почему повышается уровень моторного масла при эксплуатации автомобиля?
Любой двигатель сжигает масло. Некоторые агрегаты — например 1.9 dCi от Renault, печально известные проблемами со смазкой — больше, другие настолько мало, что их трудно заметить. Однако в целом потеря небольшого количества моторного масла является нормальным явлением и не должна вызывать беспокойства. В отличие от ее накопления – такое самопроизвольное размножение смазывающей жидкости всегда указывает на неисправность. Почему масла в двигателе больше? Причина объясняется просто – в него попадает другая рабочая жидкость.
Охлаждающая жидкость попадает в масло
Виновником повышения уровня масла в двигателе чаще всего является охлаждающая жидкость , попадающая в систему смазки через поврежденную прокладку ГБЦ . Об этом говорит более светлый цвет смазывающей жидкости, а также значительная потеря охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Неисправность, хотя она и кажется безобидной и относительно легко устраняется, может стоить дорого. Ремонт включает в себя несколько элементов – механик должен не только заменить прокладку, но обычно еще и пришлифовать головку (это так называемая планировка головки), почистить или заменить направляющие, сальники и седла клапанов. Расходы? Высокая – она редко достигает тысячи злотых.
Топливо в моторном масле
Вторая жидкость, которая может попасть в систему смазки, – это топливо. Чаще всего это происходит на старых, интенсивно используемых автомобилях, как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. Источником утечек являются поршневые кольца, пропускающие топливо в камеру сгорания – там оно оседает на стенках цилиндра, а затем стекает в масляный поддон.
Наличие топлива в моторном масле легко обнаружить. Смазка не меняет своего цвета, как при смешивании с охлаждающей жидкостью, но имеет специфический запах и более жидкую, менее вязкую консистенцию.
Разбавление моторного масла другой жидкостью всегда отрицательно влияет на работу двигателя, поскольку такая смазка не обеспечивает ему должной защиты, особенно в плане смазки. Игнорирование проблемы рано или поздно приведет к серьезной поломке – вплоть до полного заклинивания приводного агрегата.
У вас есть машина с фильтром DPF? Будь осторожен!
В автомобилях с дизельным двигателем топливо, а точнее солярка, может присутствовать в системе смазки и по другой причине – неправильному «прожигу» DPF-фильтра . Все дизельные автомобили, выпущенные после 2006 года, оснащены DPF, то есть сажевыми фильтрами – именно тогда вступил в силу стандарт Евро 4, который обязывал производителей снижать уровень выбросов выхлопных газов. Задача DPF — улавливать частицы сажи, выходящие из выхлопной системы вместе с выхлопными газами.
К сожалению, сажевый фильтр, как и любой фильтр, со временем засоряется. Его очистка, обычно называемая «выжиганием», происходит автоматически. Процесс контролируется бортовым компьютером, который по сигналу датчиков, установленных на фильтре, подает повышенную дозу топлива в камеру сгорания. Его излишки не сгорают, а попадают в выхлопную систему и там самовозгораются . Это повышает температуру выхлопных газов и буквально сжигает сажу, скопившуюся в DPF.
Сгорание DPF-фильтра и излишков масла в двигателе
В теории звучит просто. Однако на практике регенерация сажевого фильтра не всегда протекает корректно. Это связано с тем, что для этого необходимы особые условия – высокие обороты двигателя и постоянная скорость движения в течение нескольких минут . Когда водитель резко затормозит или остановится на светофоре, горение сажи прервется. Вместо выброса в выхлопные газы излишки топлива остаются в цилиндре и затем стекают по стенкам картера в систему смазки. Если это произойдет один или два раза, не проблема. Хуже, если процесс прожига фильтра часто прерывается – тогда уровень моторного масла может значительно повыситься . Водителям, которые ездят преимущественно в городе, следует особенно проверять состояние DPF, поскольку в таких условиях регенерация часто дает сбой.
Чем опасен избыток моторного масла?
Слишком высокий уровень моторного масла так же вреден для вашего автомобиля, как и слишком низкий. Особенно если смазывающую жидкость разбавить другой жидкостью – она теряет свои свойства и не обеспечивает приводному агрегату должной защиты . Но избыток чистого, свежего масла также может быть опасен, если мы его переполним. При этом повышается давление в системе , что может привести к взрыву одного из уплотнений и протечке двигателя. Слишком высокий уровень смазки также отрицательно влияет на работу коленчатого вала. В экстремальных ситуациях на автомобилях с дизельным двигателем это может даже привести к серьёзной неисправности, называемой перерасходом двигателя. Об этом мы писали в тексте: Разбег двигателя – болезнь сумасшедших дизелей. Что это такое и почему вы не хотите это испытать?
Конечно, речь здесь идет о существенном превышении. Превышение лимита на 0,5 литра не должно нарушать работу привода. В каждом автомобиле есть масляный поддон, в который вмещается дополнительная порция масла, поэтому заливка даже 1-2 литров обычно не вызывает никаких проблем. «Обычно», потому что это зависит от модели автомобиля. К сожалению, производители не указывают объем резерва, поэтому поддерживать соответствующий уровень масла в двигателе все же стоит. Предполагается, что его следует проверять каждые 50 часов вождения.