Барабанная тормозная система
Барабанный тормоз состоит из барабана, который вращается вместе с колесом. В центре барабана расположены тормозные колодки, которые установлены на невращающемся колесном диске. Этот диск часто ошибочно называют тормозным диском, у которого тормозные накладки расположены впритык к рабочей поверхности барабана. Расправляясь вместе с тормозным поршнем, колодки трутся о поверхность барабана, вызывая торможение. Пружина или пружинная система, соединяющая колодки, отвечает за втягивание колодок, что приводит к прекращению торможения.
3 типа конструкции барабанных тормозов
По креплению тормозных колодок и цилиндров конструкции барабанных тормозов можно разделить на три типа:
- Система Simplex – самый простой тип барабанных тормозов. Он состоит из одного тормозного цилиндра с двумя поршнями, которые предназначены для прижатия одного конца тормозных колодок , а другой их конец установлен на неподвижных штифтах. В такой конструкции колодки изнашиваются неравномерно, поскольку тормозят сначала верхней частью, а затем нижней. Кроме того, на них действуют разные силы, что также влияет на их разный износ.
- Дуплексная система – этот тип барабанных тормозов состоит из двух цилиндров, но поршни у него одинарные . Один расположен внизу, другой вверху, и оба отвечают за давление на один конец одной челюсти. Другой конец губок расположен на всем штифте. В системе Duplex имеются две совместно движущиеся кулачки, степень износа которых одинакова. Однако недостатком является неравномерность износа всей поверхности каждой челюсти.
- Самоусиливающаяся система – самый популярный и эффективный тип барабанных тормозов. Самоусиливающаяся система работает так же, как и система Simplex – она состоит из одного тормозного цилиндра и двух поршней. Разница в том, что губки на другом конце закреплены на штырях не стационарно, а плавающе и соединяются специальным разъемом. Это приводит к тому, что при торможении вращающаяся в одном направлении челюсть отталкивает от себя вращающуюся в противоположном направлении челюсть, благодаря чему губки воздействуют на рабочую поверхность практически с одинаковой силой и изнашиваются равномерно.
Барабанные тормоза имеют множество недостатков. Прежде всего, эта система плохо охлаждается , что делает ее менее эффективной, а ее вес слишком велик . Кроме того, барабанные тормоза имеют плохо распределенное давление на фрикционные элементы, что делает тормозное усилие менее эффективным, чем в случае с дисковыми тормозами. Они гораздо сложнее в эксплуатации и более подвержены загрязнению, поскольку остатки пыли оседают в барабане.
Дисковая тормозная система
Дисковые тормоза имеют гораздо лучшие рабочие параметры, чем барабанные. Это связано с тем, что они легче, эффективнее и менее подвержены поломкам, лучше выдерживают интенсивное использование, устойчивы к перегреву и проще в обслуживании. Однако у дисковых тормозов есть и недостатки – для создания тормозного эффекта им требуется гораздо больше силы, чем барабанным, поэтому барабаны гораздо лучше работают в качестве аварийных тормозов.
Как работает дисковый тормоз? Тормозные силы создаются встроенными поршнями, которые встроены в тормозной суппорт и освобождают или обездвиживают тормозной диск, соединенный с колесом колодками. Для перемещения поршней необходимо давление жидкости, создаваемое в главном цилиндре и передаваемое по магистралям.
Иногда автомобили имеют тормоза с фиксированным суппортом, в котором поршни, помещенные в симметричный корпус, прижимают тормозной диск с обеих сторон. Чаще применяются тормоза с плавающим суппортом, где тормозной поршень или поршни расположены только с одной стороны, но подвижно, благодаря чему поршень прижимает внутреннюю колодку непосредственно к диску. При этом за счет принудительного движения суппорта внешний фрикционный элемент также прижимается к диску, замедляя вращательное движение.
Дисковые тормоза используются чаще, чем барабанные. Главным образом потому, что они лучше выдерживают интенсивную езду, легче и устойчивее к перегреву, их легче ремонтировать.