Хотя дизельные двигатели как тип автомобильной силовой установки, похоже, отходят на второй план, правильно эксплуатируемые двигатели по-прежнему имеют много преимуществ. Двигатели этого типа достигают большей эффективности, а благодаря наддуву и точному дозированию доз топлива современными форсунками обеспечивают комфортную работу в широком диапазоне оборотов. При эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями не забывайте заботиться об их техническом состоянии и соблюдать рекомендации по техническому обслуживанию, которые продлят срок их эксплуатации.
Дизельные двигатели обязаны своей популярностью среди автомобилистов, прежде всего, меньшему расходу топлива, а также долговечности и надежности, которые на протяжении многих лет ассоциировались с дизельным двигателем. Строгие стандарты выбросов сделали их очень сложными конструкциями, затраты на техническое обслуживание которых могут быть головокружительными. В следующем тексте мы рассмотрим вопрос обслуживания дизельных автомобилей, сосредоточив внимание на том, как снизить затраты на обслуживание.
КОМУ ПОДОЙДЕТ ДИЗЕЛЬ?
Вопрос выбора между дизельным и бензиновым двигателем необходимо рассмотреть еще до покупки автомобиля. Дизельные двигатели имеют свои особенности, и не учтя это, мы можем сильно разочароваться. Если автомобиль будет использоваться только для езды по городу на короткие расстояния, дизель практически всегда будет худшим выбором. Покупка дизельного автомобиля имеет смысл для людей, которые планируют регулярно увеличивать пробег. Давайте помнить, что затраты на эксплуатацию автомобиля – это не только топливо. Если мы будем вести машину таким образом, что нанесет вред двигателю, мы рано или поздно почувствуем это в виде дорогостоящей поломки. Не забывайте регулярно проверять уровень моторного масла, доливать жидкость Adblue в автомобили, которые в этом нуждаются, а также реагировать на загорание индикаторов двигателя или другие тревожные явления, такие как ухудшение производительности или ненормальная работа двигателя. Ожидание обслуживания до тех пор, пока из выхлопной трубы не пойдет густой дым, для современных двигателей недопустимо.
ПОКУПАЕМ АВТОМОБИЛЬ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Выбор конкретного автомобиля, особенно подержанных, очень важен. Если у нас нет знаний, давайте обратимся к компетентному механику. Задумавшимся о покупке автомобиля отсылаем к тексту «Проверка дизеля перед покупкой», где эта тема представлена более подробно. Покупка автомобиля в плохом состоянии означает большие затраты уже с самого начала эксплуатации.
ДОРОГИЕ КОМПОНЕНТЫ
Тщательное обследование технического состояния автомобиля – не единственный критерий, который мы должны учитывать. Поскольку некоторые компоненты просто изнашиваются, рекомендуется иметь представление о стоимости замены/замены таких компонентов, как форсунки, насос высокого давления, сажевый фильтр или турбокомпрессор. Входит ли привод в число похвальных пользователей, каковы его слабые места? Итак, давайте посмотрим на отдельные компоненты.
ФОРСУНКИ
Форсунки системы Common Rail, ставшие ведущим решением, используемым во всей линейке дизельных двигателей, присутствуют в легковых автомобилях уже более 20 лет. Технология зрелая и знакома службам. Стоит проверить стоимость новых форсунок (цены начинаются от 1000 долларов, но могут доходить до 2000 долларов) и возможно ли их восстановление. Многие популярные форсунки хорошо поддаются восстановлению (стоимостью в несколько сотен злотых), что может стать отличной альтернативой покупке новых. За восстановленными компонентами обращайтесь в специализированные мастерские, предоставляющие гарантию на восстановленные форсунки.
НАСОС COMMON RAIL
Еще один компонент, лежащий в основе работы современной системы впрыска. Насос обеспечивает подачу топлива под высоким давлением к форсункам. Результатом неисправности ТНВД может стать попадание в систему металлических опилок, которые через короткий промежуток времени приводят к выходу из строя форсунок. Цена нового насоса обычно составляет 2000–4000 злотых, а стоимость ремонта/ремонта составляет несколько сотен злотых. Ознакомьтесь с ассортиментом насосов для вашего автомобиля (или автомобиля, который вы рассматриваете). Способ экономии – уход за насосом. Некачественное топливо вредит насосу, так как он отвечает за его смазку. В случае ошибочной заправки бензином лучше заплатить за эвакуатор, чем рисковать повредить насос и форсунки. Замените топливный фильтр, как рекомендовано. Правильно эксплуатируемые насосы высокого давления относятся к наиболее долговечным вспомогательным компонентам двигателя.
ТУРБОКОМПРЕССОР
Современный двигатель не может обойтись без турбокомпрессора, который из-за тяжелых условий работы подвержен естественному износу. Его использование уменьшило потребность в двигателях большей мощности и повысило комфорт вождения. Покупка новой турбины стоит от нескольких до нескольких тысяч злотых и, как правило, выше для турбин с изменяемой геометрией. Стоимость ремонта/восстановления турбины составляет порядка 1000 злотых, но имейте в виду, что услуга может быть выполнена должным образом только небольшим количеством квалифицированных сервисных служб. Не ориентируйтесь только на цену и обязательно поинтересуйтесь условиями гарантии. Турбо вредит регулярная езда на слишком низкой скорости. Не забывайте двигаться тихо сразу после запуска двигателя и не глушите двигатель сразу после более динамичной езды.
САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР
Задача сажевого фильтра (DPF/FAP) — улавливать частицы сажи из выхлопных газов. При движении на дизелях, оснащенных таким фильтром, мы должны разрешить процесс зажигания, который контроллер выполняет автоматически (обычно не информируя нас) при динамичной езде по дороге. Если ездить только на небольшие расстояния, засоренный фильтр не удастся очистить, и работа двигателя ухудшится. Замена фильтра стоит от двух до нескольких тысяч злотых. Часто фильтр можно очистить с помощью специальной машины и химикатов – стоимость такой услуги (так называемое сервисное прожигание фильтра) начинается от нескольких сотен злотых. Способ сэкономить деньги – это следить за тем, чтобы автомобиль находился в надлежащем рабочем состоянии, т.е. регулярно совершать длительные поездки (например, раз в неделю). Менее подвержены засорению так называемые «засоры». Мокрые фильтры FAP, в которых воспламенение сажи происходит при более низкой температуре. В мокрых фильтрах это достигается специальной жидкостью, которая хоть и дорогая, но служит долго (интервал замены около 100 000 км). Практикуемая процедура снятия DPF не может быть рекомендована, так как такой автомобиль не соответствует заявленным нормам выбросов и его нельзя допускать на движение.
ДВУХМАССОВОЕ СЦЕПЛЕНИЕ
Механизм сцепления, оснащенный двухмассовым маховиком, стал стандартным для современных двигателей. Его задача — компенсировать крутильные колебания в трансмиссии между двигателем и коробкой передач. Грубо говоря, двухмассовое колесо помогло снизить вес (и стоимость) коробки передач. Речь идет о МКПП, поскольку в автомобилях с АКПП такое решение применяется редко). Выходы из строя его, к сожалению, довольно часты и дорогостоящи (стоимость фирменного комплекта 1000 – 4000 злотых). Экономия денег может заключаться в продлении срока службы деталей за счет умелого обращения со сцеплением, зная, что быстрый разгон с низких оборотов невыгоден. Слишком частое включение и выключение двигателя также сокращает срок службы компонента. Если вы ощущаете выраженную вибрацию, а также рывки при трогании с места и вам трудно плавно переключать передачи, возможно, виновата двухмассовая резина. Некоторые заменяют сцепление комплектом, в который входит обычный маховик с обычным сцеплением с повышенными возможностями гашения вибраций. Такая переделка хорошо подойдет для не очень мощных двигателей и с большим пробегом (само сцепление заменяем при последующих заменах) или в случаях крайне ненадежных двухмассовых колес. Может оказаться, что возможное сокращение срока службы коробки передач не станет проблемой, учитывая стоимость б/у деталей.
ДИАГНОСТИКА – ПУТЬ К БОЛЕЕ ДЕШЕВОМУ РЕМОНТУ
Описанные примеры комплектующих показывают, что не всегда нам приходится платить полную стоимость новых деталей. Профессионально восстановленные детали не только экономят, но и сокращают потребление энергии и материалов, поэтому они благоприятны для окружающей среды. Но на самом деле основа снижения затрат – хорошая диагностика. Без этого нам придется заменять работающие компоненты, которых, как вы видите, много и они дорогие. Также может быть так, что выход из строя одного компонента приведет к выходу из строя других (как в описанном случае с насосом Common Rail). Если не устранить правильную причину неисправности, то вскоре загорится лампочка Check Engine, и мы вернемся в мастерскую, часто находясь на исходной точке. Например, поврежденная («воронкообразная») форсунка может привести к выходу из строя турбокомпрессора, а также может вывести из строя клапан EGR. Образовавшаяся в избытке сажа слишком быстро заполнит DPF, что может даже привести к повреждению фильтра.
ЭДИА-ПРО ПУТЬ К ДИЗЕЛЮ
Система диагностики дизеля ЭДИА-ПРО, несмотря на время, не только не утратила своей актуальности, но и современная тенденция автомобильных компаний приближает этот метод к возрождению. Независимое тестирование работы системы без использования OBD-разъема делает нас независимыми от программного обеспечения контроллера и дает дополнительный источник информации о том, как работает система впрыска. Для механиков сигналом о неисправности зачастую была неправильная регулировка форсунок, что можно было подтвердить, например, диагностикой перелива. Сегодня в некоторых моделях контроллеров регулировка форсунок отсутствует. С помощью устройства ЭДИА-ПРО мы можем косвенно получить эти данные. Имея возможность неинвазивно определить, что происходит в дизельном двигателе во время работы, мы значительно сокращаем время ремонта. Разбирая сами форсунки, уже имеющие значительный пробег, мы почти уверены, что они не пройдут проверку на стенде. Однако зачастую они работают исправно из-за особенностей адаптации двигателя. Отказ от снятия рабочих компонентов существенно влияет на конечную стоимость ремонта.