Всего несколько десятилетий назад наддув в бензиновых двигателях был редкостью. Чаще всего его использовали в роскошных лимузинах или спортивных автомобилях с впечатляющими характеристиками.
На дорогах преобладали атмосферные двигатели, которые хоть и не допускали зарядки, но отличались хорошей культурой работы и гарантировали относительно низкие эксплуатационные расходы. Сегодня ситуация совершенно противоположная. В автосалонах доминируют модели с двигателями с турбонаддувом, а безнаддувные двигатели постепенно уходят в прошлое. Однако это не меняет того факта, что некоторые производители не хотят от них отказываться, и такое решение оправдано для многих водителей и автолюбителей.
Как работает атмосферный двигатель?
Безнаддувный двигатель, также часто называемый атмосферным, представляет собой двигатель внутреннего сгорания без турбонаддува. При заполнении камеры сгорания этот тип двигателя засасывает воздух из окружающей среды в результате снижения давления внутри агрегата. При этом создается топливно-воздушная смесь. В свою очередь, в двигателях с турбиной забор воздуха поддерживается компрессором, благодаря чему газ поступает в камеру сгорания под более высоким давлением, чем давление снаружи. Таким образом, мощность двигателя внутреннего сгорания значительно увеличивается, поскольку приводной агрегат за определенный интервал времени получает больше воздуха, чем при всасывании газа во время такта впуска. Данное решение хоть и позволяет повысить производительность, но не лишено недостатков. В случае с мощными малогабаритными двигателями двигатель существенно перегружается. Безнаддувный агрегат 1.4 имеет мощность 95 л.с., а турбонаддув увеличивает ее до 160 л.с. Столь большое увеличение мощности заставляет двигатель работать в очень тяжелых условиях и при гораздо более высоких температурах, что приводит к его долговечности. В то время как безнаддувный двигатель может проехать без капитального ремонта около 400, а то и 500 000 километров, двигатель с турбонаддувом зачастую требует ремонта после 200 000 километров пробега на одометре. К наиболее частым неисправностям относятся: трещины головки, протягивание цепи ГРМ или прогар поршня.
Преимущества атмосферного двигателя
Когда двигатели с турбонаддувом начали завоевывать автомобильный рынок, производители утверждали, что они гораздо более экономичны и экологичны, чем двигатели без наддува. В лабораторных условиях небольшой агрегат с наддувом потребляет меньше топлива и выделяет меньше выхлопных газов. Однако реальная эксплуатация машин быстро подтвердила заверения производителей. Оказалось, что малообъемный, хотя и очень динамичный двигатель с турбиной потребляет больше бензина на высоких оборотах, чем атмосферный двигатель. По этой причине последний рекомендуется водителям, предпочитающим спокойную и экономичную езду. Однако турбонаддув — хорошее решение для автолюбителей, которые любят быстрое ускорение и время от времени хотят получить дозу адреналина. Автомобиль с безнаддувным двигателем также является гораздо лучшей идеей для водителей, которые путешествуют в основном по городу. На людных улицах использовать потенциал турбо не представляется возможным, но помните, что в случае с двигателем с наддувом после движения необходимо подождать несколько секунд до полного выключения двигателя. В новых моделях, оснащенных функцией старт-стоп, проблемой может стать и остановка двигателя. Постоянное горение может, в свою очередь, привести к быстрому износу турбины, что приведет к высоким затратам на ремонт. Что немаловажно, в безнаддувных агрегатах интервал между последующими заменами масла значительно больше. Нет необходимости постоянно проверять воздушный фильтр и герметичность впускной системы, опасаясь загрязнения и повреждения турбины. Если турбированная версия двигателя имеет еще и двухмассовый маховик, то замена компонентов тормозной системы – сцепления, колодок и дисков – также обойдется дороже.
Способы продлить срок службы атмосферного двигателя
Хотя безнаддувный двигатель гораздо более долговечен, чем его аналог с наддувом, соблюдение правил посещения ремонтной мастерской и правильные привычки вождения могут еще больше продлить его срок службы. Стоит помнить, что традиционные малолитражные агрегаты чувствительны как к агрессивному, так и к чрезмерно экологичному вождению. Первый вызывает высокие перегрузки и повышение температуры в двигателе, второй нагружает кривошипно-поршневую систему, что может привести к преждевременной замене втулок. Езда на большие расстояния также помогает поддерживать хорошее состояние любого двигателя, не только безнаддувного. Двигатель наиболее уязвим при запуске, когда низкое давление масла не позволяет ему достичь всех узлов. Лучше всего он работает, когда он как следует прогрет. Длинные маршруты положительно влияют на состояние каталитического нейтрализатора, который в таких условиях очищается лучше. Водителю, желающему обезопасить себя от поломок двигателя, следует также периодически менять масляный и воздушный фильтры. Также важно заменить охлаждающую жидкость в радиаторе, что защитит двигатель от перегрева во время движения. Также стоит обеспечить хорошее состояние зажигания, время от времени заменяя свечи зажигания и катушки зажигания. В случае с атмосферным двигателем соблюдение рекомендаций производителя и специалистов, которым поручен осмотр автомобиля, обязательно приведет к безаварийной работе. Это также позволит вовремя обнаружить и устранить любые сбои, тем самым минимизируя риск дальнейших сбоев.