Блокировка дифференциала – решение, призванное повысить проходимость автомобиля на грязных, мокрых, заснеженных дорогах и на рыхлом покрытии. Раньше блокировки дифференциалов использовались только во внедорожниках, некоторых пикапах и сельскохозяйственной технике. В первую очередь это было механическое решение, управляемое механическим рычагом. В настоящее время блокировки дифференциалов устанавливаются на некоторые внедорожники и некоторые лимузины и управляются полностью электронно.
Как проверить, оснащен ли автомобиль блокировкой дифференциала?
В старых автомобилях это был дополнительный рычаг и специальный символ с двумя приводными валами и навесным замком посередине.
В новых автомобилях на приборной панели имеется ручка управления настройками блокировки, а также дополнительная подсветка или символы на приборной панели/экране бортового компьютера, информирующие об активации отдельных настроек.
Автомобили с электронной блокировкой дифференциала также имеют специальную маркировку (XDS Volkswagen, Grip Control Peugeot и др.).
Почему используются блокировки дифференциалов?
Каждый автомобиль оснащен дифференциалом. Почему он используется? При движении по кривой (повороту) колеса автомобиля, расположенные на одной оси, проходят разные пути. Колесо на внутренней стороне поворота проходит меньшее расстояние, чем колесо на внешней стороне поворота. Следовательно, когда автомобиль входит в поворот, колесо на внутренней стороне поворота должно сделать меньше оборотов, чем колесо на внешней стороне поворота.
В случае с неведомым мостом с этим проблем нет. В качестве примера возьмем переднеприводный автомобиль.
Колеса задней оси никак не связаны друг с другом. Поэтому каждый из них может легко вращаться с разной скоростью при движении за поворот.
А как насчет колес ведомого моста? Они связаны друг с другом. Колеса передней оси соединены через карданные валы, передающие мощность от коробки передач. Колеса заднего ведущего моста соединены между собой ведущим мостом.
В этом случае необходимо использовать дифференциальный механизм, и такой механизм применяется практически с момента создания первых автомобилей.
Как работает дифференциал?
Это система, в которой используются конические шестерни, расположенные в закрытом механизме, дополнительно заполненном смазкой. В механизме используются несколько типов колес: атакующие, кольцевые, дисковые, сателлиты, карданные колеса и т.д.
Механизм заставляет внутреннее колесо вращаться медленнее, чем внешнее, при этом мощность постоянно передается от коробки передач к колесам.
Зачем нужны блокировки дифференциалов? При выезде автомобиля со стандартным приводом на дорогу с мокрым, скользким (покрытым снегом или льдом) или рыхлым покрытием автомобиль может застрять. Почему?
Колесо, которое скользит, либо застрянет, либо будет вестись. Это приведет к пробуксовке колеса и привод не будет передан на другое колесо.
Именно поэтому была изобретена блокировка дифференциала. Их задача — предотвратить ситуацию, при которой больший крутящий момент передается на колесо, которое занесло или потеряло контакт с поверхностью дороги. Блокировка дифференциала обеспечивает выравнивание крутящего момента между двумя колесами одной оси. Это позволяет другому колесу, имеющему тягу, помочь автомобилю выйти из сложной ситуации на дороге.
В автомобилях с постоянным приводом 4х4 (чистые внедорожники) на обеих осях применяются блокировки дифференциалов. В этом случае тяга, приобретаемая одним колесом, позволяет выбраться со скользкого места.
Также используются блокировки центральных дифференциалов, которые, в свою очередь, уравнивают скорость вращения колес передней и задней оси.
Виды блокировок дифференциалов
Используются несколько типов блокировок дифференциалов.
Блокировки дифференциалов включаются вручную с помощью специального рычага, когда водитель сочтет это целесообразным;
Блокировка дифференциала активируется автоматически, благодаря использованию кулачкового механизма с многодисковой муфтой. Блокировка активируется, когда коронные шестерни значительно перемещаются внутри дифференциала.
Вышеописанные решения действуют по принципу механического вмешательства в дифференциальный механизм.
В последние годы было разработано другое решение, использующее гораздо более простую систему. Это электронные блокировки дифференциалов. Они имеют собственный электронный контроллер, который контролирует скорость вращения колес по данным, полученным от датчиков скорости колес автомобиля (датчиков скорости вращения АБС).
Благодаря этой информации контроллер знает, какое колесо на данной оси вращается быстро, а какое не вращается вообще. Вместо вмешательства в работу дифференциала активируется тормозная система (например, через гидронасос системы ABS, ASR или ESP). Он тормозит колесо, которое вращается слишком быстро. Тогда дифференциал уравнивает крутящий момент обоих колес и второе колесо на оси может позволить автомобилю выбраться из труднопроходимой местности.