28 марта 2024
78
Производители электромобилей из Поднебесной успешно захватили внутренний рынок и теперь ориентируются на Европу, которая является вторым по величине рынком в мире после Китая. Журнал Forbes рассуждает о том, что ждет автомобильную Европу в ближайшем будущем.

Китайские производители в Европе до 2023 года вели партизанскую войну, а не организованную «экспансию», пытаясь незаметно «выиграть» продажи у местных производителей автомобилей массового сегмента, таких как Volkswagen или Stellantis.
Однако с этого года нападение Китая на европейские рынки набирает обороты. Они нацелены на таких игроков премиум-класса, как BMW, Mercedes и Audi, - пишет Forbes со ссылкой на исследовательскую компанию Fitch Solutions Country Risk & Industry Research.

Конечно, конкурировать с крупными брендами китайцам будет сложнее — если кто-то может позволить себе Porsche, Audi, BMW или Mercedes, его наверняка не впечатлят шильдики Aiways, BYD, NIO или Xpeng.

Китайцы начинают входить издалека — с поставками аккумуляторов. В течение следующих двух лет (2023-2025 гг.) доля аккумуляторов китайских производителей на европейском рынке может увеличиться с 5% до 15%.

Электрическая посадка 3.jpg

Китайские электрокары тоже имеют шанс получить кусок европейского пирога. Крупные европейские автопроизводители, ограниченные жесткими нормами ЕС по выбросам CO2, решают производить более крупные и дорогие электромобили, приносящие ощутимые доходы от продаж. Им будет все труднее справляться с более дешевыми китайскими конкурентами и еще труднее войти в сегмент дешевых малолитражок.

Первые примеры уже есть: в самом конкурентном на сегодняшний день сегменте автомобилей за €30 000. ($31 500), марка MG китайского автопроизводителя SAIC, добилась впечатляющих продаж благодаря высокому уровню оснащения и ценам на автомобили (примерно на 25% ниже, чем у конкурентов).

Уроки корейских небратьев
Все предыдущие попытки Китая проникнуть на европейский рынок с автомобилями, оснащенными традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), потерпели неудачу после того, как столкнулись с первым препятствием – высокими требованиями к качеству производства.
Китайцы сделали выводы из неудачи и теперь руководствуются опытом своих корейских соседей, которые около 20 лет назад вывели на европейский рынок такие бренды, как Hyundai или Kia, и завоевали доверие покупателей длительными гарантийными сроками на свои автомобили. . Сейчас корейские бренды полностью соответствуют, а иногда и превосходят требования европейских потребителей по качеству и стилю.

Однако реакция Европы на китайские автомобили будет касаться не только качества и цены. Политические нюансы вступают в игру, поскольку Южная Корея, в отличие от коммунистического Китая, стоит на одной стороне баррикады с западным миром. 
Тем не менее, китайский вызов Европе уже начался. По данным французской консалтинговой компании Inovev, продажи электромобилей китайского производства в 2021-2022 годах выросли почти вдвое — с 80 000 до до 150 тысяч транспортные средства. Большую часть этого объема продаж приходится на автомобили, произведенные всего двумя брендами — китайской Geely, дочерней компанией Volvo Cars Polestar, и MG от SAIC.

«Ожидайте появления новых брендов, ранее нам неизвестных», — читаем мы в отчете Inovev. – Такие как Aiways, BYD, JAC, NIO, Great Wall, Hongqi, Seres и Xpeng, большинство из которых специализируются на электромобилях. Некоторые из них уже были представлены на последнем Парижском автосалоне в конце 2022 года».

Интересно, что многие из упомянутых брендов пытаются проникнуть в Европу «с севера», начиная продажи в Норвегии, где, несмотря на огромные нефтяные ресурсы, власти делают упор на электромобили.

В 2022 году продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) из Китая составили примерно 5% общеевропейского рынка таких транспортных средств. Аналитик Fitch Solutions Сантьяго Арье полагает, что эта доля может увеличиться до 7-8% к концу 2023 года и 12-15% в 2025 году. И главным условием для этого является собственная политика ЕС в отношении электромобилей.
Ожидается, что в течение следующего десятилетия распространение электромобилей в Старом Свете резко возрастет, во многом из-за строгих правил ЕС по выбросам углекислого газа (CO2).
Кульминацией этой политики является твердое намерение Европы запретить производство и продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года.

Правительства активно продвигают электрификацию легковых автомобилей в Европе посредством различных рыночных стимулов — налоговых льгот при покупке, льготных программ утилизации и т. д.
«Есть страны, особенно в Западной Европе, рынки которых особенно привлекательны для китайских брендов электромобилей, в том числе: за счет развитой инфраструктуры зарядных станций, - читаем в отчете Fitch Solutions. «Кроме того, многие европейские автопроизводители сейчас переходят в сегмент высокомаржинальных электромобилей премиум-класса, что создало пробел на массовом рынке электромобилей, который готовы заполнить недорогие электромобили китайского производства.

Электрическая посадка.jpg

И хотя Европа вводит 10%-ный тариф на импорт автомобилей из Китая, европейские автомобили, экспортируемые в Китай, платят еще больше – от 15 до 25%. Если китайский импорт в Европу ускорится, ЕС неизбежно придется поднять тарифы - как, например, уже сделали США, введя 25% на импорт китайских автомобилей.
Между тем, такие бренды, как Tesla, BMW и дочерняя компания Renault Dacia, фактически уже импортируют в Европу электромобили китайского производства — то есть автомобили, собранные на их заводах в Поднебесной. Вскоре к ним присоединится VW.

Специально для бедных богатых
Между тем китайские производители не просто готовы экспортировать свою продукцию в Европу – они разрабатывают ее с учетом всех требований местного законодательства. Примеры включают новые модели, такие как Atto 3, Han и Tang от BYD.
NIO подготовила ET7, EL7 и ET5 для европейского рынка, а Great Wall Motors подготовила «поршеобразный» Ora Funky Cat (при этом также пригласила одного из бывших дизайнеров Porsche для разработки его внешнего вида).
Впрочем, большинство таких машин — за исключением «относительно» недорогого Atto 3 за €38 000. – нацелен на премиальный сектор, где они наверняка будут не очень желанными гостями и где продажа может оказаться затруднительной.

Электрическая посадка 1.jpg

«Для успешной экспансии на европейские рынки китайской автомобильной промышленности придется преодолеть барьеры, связанные с плохой узнаваемостью бренда за пределами внутреннего рынка Китая и привычкой европейских потребителей к давним европейским брендам, таким как VW, Mercedes-Benz и BMW», отмечает Fitch Solutions.
«Слабые макроэкономические перспективы сделают относительно дешевые китайские электромобили более привлекательными для европейских потребителей. Более точно оценить потенциал китайских брендов сегодня невозможно. Нам придется подождать, пока они закрепятся на новых рынках в течение года или двух», — говорит Арье.

Будущий завоеватель: маленький, но дешевый
Из-за законодательных ограничений и связанного с этим роста цен на автомобили с двигателями внутреннего сгорания все больше и больше европейцев отказываются покупать обычные автомобили. И активно искать доступные заменители – любые альтернативы, лишь бы не ездить в общественном транспорте.

Электрическая посадка 2.jpg

Поскольку экономика европейских автопроизводителей не в состоянии конкурировать с крупномасштабным китайским производством, то, когда китайцы воспользуются своим преимуществом, является лишь вопросом времени.
Скорее всего, это будет небольшой автомобиль за 10 000 евро, включая налоги, с запасом хода не менее 160 км на одной зарядке, максимальной скоростью 110 км/ч и местом для двоих взрослых и двоих детей.
Интересно, что подобный автомобиль уже существует в Китае — Wuling Hongguang MINI — самый дешевый на местном рынке, размером со СМАРТ. Он создан китайцами совместно с General Motors, а его цена составляет ровно $10 145. За два с половиной года в стране было продано более 1,1 миллиона автомобилей. Чтобы понять, достигнув отметки в 500 000 Чтобы продать Nissan Leaf по всему миру, потребовалось почти 10 лет!
При весьма скромных габаритах (2997 х 1493 х 1604 мм) и мощности электродвигателя всего 41 л.с. он весит 700 кг. у машины приличный запас хода – 300 км. Наибольшие шансы у этих автомобилей появиться в тесных европейских городах, где они смогут показать свои главные преимущества – компактность и маневренность.

Крах европейского автопрома?
Судя по всему, европейская промышленность готова почти без боя уступить большую часть сектора дешевых малолитражных автомобилей Китаю или, скажем, Индии.
Если это произойдет, на европейских автозаводах будут производиться только автомобили премиум-класса. Это автоматически приведет к сокращению рабочих мест и производственных линий – в эксплуатации останется лишь около 1/5 нынешнего европейского производства автомобилей.
Похоже, что только некоторые неожиданные глобальные события могут остановить развитие этого сценария.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Работаем для вас с 8:00 до 18:00
для сообщений
Ярославская область, город Ярославль, пр-т Машиностроителе 83
Посмотреть на карте