TRW Automotive отвечает за разработку технологии EPB. В 2001 году именно компания впервые представила на рынке электрический стояночный тормоз, который изначально устанавливался только на автомобили более высокого класса. Такое решение было призвано повысить комфорт водителя, а также расширить дизайнерские возможности салона автомобиля. С годами конструкция ЭПБ совершенствовалась, что позволило оснастить ее дополнительными функциями.
Система EPB все чаще встречается в базовой комплектации современных автомобилей многих марок. Такие бренды, как Alfa Romeo, Lexus, Mercedes, Volvo и Honda полностью отказались от ручного тормоза. В последних моделях вы больше не найдете традиционного рычага, так как его заменила электромеханическая система EPB.
EPB – что это?
Система EPB ( Electric Park Brake ) представляет собой электрический стояночный тормоз, активируемый нажатием кнопки. Обычно он расположен внутри рычага переключения передач или в кабине, чтобы обеспечить легкий доступ в случае чрезвычайной ситуации. EPB также можно использовать для экстренного торможения, например, в случае отказа гидравлической системы. Автомобили, оснащенные электрическим стояночным тормозом, не имеют рычага, расположенного в туннеле между сиденьем водителя и пассажиром. Его заменяют одна или две кнопки, при нажатии которых автоматически активируется механизм системы.
Как работает электрический стояночный тормоз?
В настоящее время на рынке доступны два типа EPB – электрический ручник с центральным приводом или с собственным электродвигателем. Различия между этими конструкциями существенны и касаются специфики работы системы.
Электрический стояночный тормоз с центральным приводом
Решение разработано брендом ATE. Он сочетает в себе черты современной системы EPB и традиционного ручного тормоза . Система работает с использованием тросов, которые также используются в случае стандартного рычага. После нажатия кнопки контроллер подает сигнал центральному активатору, который подтягивает тросы. Они прижимают тормозные диски задней оси. В автомобилях, оснащенных этим типом EPB, используются обычные тормозные суппорты и колодки или барабанные тормоза . Упрощенная конструкция, работа которой основана на традиционном механизме ручного тормоза, обеспечивает простоту обслуживания. Это также увеличивает возможности использования в автомобилях с традиционными тормозами на задней оси.
Электрический стояночный тормоз с собственным электродвигателем
TRW несет ответственность за разработку этого решения. Это гораздо более совершенная система, чем механизм, используемый брендом ATE. Он предполагает использование специальных моторов, интегрированных с суппортами тормозных дисков. В состав ЭПБ входят шестерни с поршнями, которые прижимают диски при включении механизма. Управление осуществляется двигателем с шестернями, прикрепленными непосредственно к клеммам. Получив сигнал от контроллера, он активирует приводной вал, который перемещает поршни, прижимая колодки к дискам. В конструкции нет традиционных тросов, а процесс торможения инициируется сложным механизмом. Это требует использования специально модифицированных тормозных суппортов, в которых размещены шестерня, приводной вал и двигатель, подключенные к отдельному контроллеру. Преимуществом EPB, разработанного брендом TRW, является возможность использования его как на задней, так и на передней оси . Это решает проблему блокировки задних колес при экстренном торможении, как и в случае с системой на основе тормозных тросов.
Как управлять электрическим ручником?
Задача пользователя – лишь нажать кнопку, чтобы активировать тормозной механизм. Все процессы автоматизированы, а контроллер контролирует работу системы в зависимости от ситуации. Каждый EPB оснащен предохранительным устройством, которое предотвращает активацию тормоза при случайном нажатии кнопки . Электрический ручник срабатывает только после двойного нажатия кнопки. Однако если вы хотите остановить автомобиль в экстренной ситуации, вам также необходимо некоторое время удерживать кнопку, пока автомобиль не остановится.
В некоторых автомобилях электрический ручник активируется автоматически при выключении двигателя. Таким образом, вам не придется не забывать активировать систему при остановке и избегать откатывания автомобиля. Тот же принцип действует после включения двигателя и начала движения, тогда EPB автоматически разблокирует тормозные суппорты.
Дополнительные возможности EPB
Самые передовые системы расширены дополнительными функциями, которые обеспечивают более высокий уровень безопасности и эффективности EPB. К ним относятся:
- Экстренное торможение – система постепенно задействует тормоза до полной остановки автомобиля. Этот режим работает аналогично ABS и предотвращает внезапную блокировку заднего моста, которая может привести к потере управления автомобилем. Экстренное торможение может поддерживаться электронной программой стабилизации ESP.
- Ассистент трогания с места – при трогании на подъеме система предотвращает скатывание автомобиля. Электрический тормоз работает так же, как и при отпускании ручного рычага при подъеме в гору.
- Автоматическое прижатие колодок – после длительной езды тормозные фрикционные накладки могут немного увеличиться в объеме из-за перегрева. После остывания они сжимаются, в результате чего между тормозными колодками возникают зазоры. EPB предотвращает это, автоматически нажимая на колодки.
- Защита от деактивации – электрический ручник можно отключить только при включении зажигания. Эта функция предотвращает случайное выключение EPB во время стоянки.
Каковы преимущества и недостатки электрического ручника?
Конструкторы постоянно работают над усовершенствованием технологии, чтобы сделать электрический ручник еще более эффективным и удобным в использовании. В настоящее время на рынке доступно 5-е поколение EPB, разработанное TRW, расширенное рядом дополнительных функций. Каковы наиболее важные преимущества электрических тормозов?
- Экономия места внутри автомобиля,
- простое управление, просто нажатие кнопки,
- не нужно прилагать силу, чтобы тянуть рычаг ручника,
- автоматизированный процесс торможения, управляемый контроллерами EPB,
- поддержка штатной тормозной системы в экстренных ситуациях,
- высокая эффективность и лучшая защита автомобиля от скатывания под уклон,
- минимизирован риск потери управления автомобилем в результате блокировки заднего моста при экстренном торможении (касается EPB с собственным электродвигателем, установленным на обеих осях),
- несложная замена тормозных колодок, аналогичная замене в автомобилях с традиционным рычагом ручника (касается EPB с центральным активатором с тормозными тросами).
Несмотря на свои неоспоримые преимущества, электрический ручник имеет и некоторые недостатки. Производители стараются их устранить, но не все ошибки удается эффективно устранить из-за специфики конструкции. Каковы наиболее серьезные недостатки электрических стояночных тормозов?
- Частота отказов системы,
- возможность блокировки тормоза из-за низкой температуры,
- невозможность разблокировать электротормоз при разряженном аккумуляторе,
- сложный процесс ремонта и замены тормозных колодок на ЭПБ с собственным двигателем,
- быстрый износ щеток электродвигателя, особенно зимой, когда они подвергаются воздействию грязи и влаги.
То, что является преимуществом для одних, может оказаться недостатком для других. Примером может служить сам тормозной привод. Это удобное решение, не требующее применения силы, но в кризисной ситуации оно может не сработать. В экстренной ситуации проще потянуть за рычаг, чем найти маленькую кнопку и не забыть подержать ее подольше.
Регулярные проверки системы EPB обеспечат безопасную и надежную работу этого сложного механизма. Чтобы избежать серьезных поломок, стоит доверять специалистам, имеющим соответствующие инструменты и знания для диагностики и ремонта.