Наличие тормозной жидкости в системе автомобиля крайне важно, это знает каждый, даже неопытный водитель. Его уровень определяет эффективность тормозной системы и, следовательно, безопасность движения. Как действует эта жидкость и что она содержит?
Три основных компонента тормозной жидкости
Тормозные жидкости разделены на группы, отмеченные символом DOT и цифрой. В нормативных актах о составе этого вида продукции не всегда указывается, что она должна содержать, а лишь указываются необходимые физические параметры. Однако в большинстве типов используются схожие ингредиенты из-за экономичности производства при сохранении необходимых характеристик препарата.
Гликоль, силикон или минеральное масло?
Тип и класс тормозной жидкости, с которой мы имеем дело, можно узнать по классу, присвоенному ей Министерством транспорта США (DOT). Самые дешевые жидкости, имеющиеся на рынке, относятся к категории DOT-3, чуть более качественные маркируются цифрами 4, 5 или 5.1. В то время как жидкости категорий 3, 4 и 5.1 основаны на гликоле, жидкость DOT-5 содержит силикон. Это важное отличие – пятый класс нельзя смешивать ни с каким другим! За пределами классификации DOT существует совершенно отдельная категория тормозных жидкостей, содержащая вместо гликоля минеральное масло. Хотя они обычно намного дороже гликолевых жидкостей, у них есть одно важное преимущество – они не впитывают воду. Таким образом, температура кипения, заявленная в начале эксплуатации, не должна значительно измениться. Однако это преимущество со временем может оказаться и недостатком. Поглощая всю влагу, классические жидкости защищают внутреннюю часть тормозной системы от коррозии. Если мы выберем минеральное масло, избежать проблемы ржавления тормозных магистралей из-за оставшейся в них воды будет сложнее. Несмотря на значительную разницу в цене между минеральным маслом и более дешевыми жидкостями DOT, мнения относительно того, какую из разновидностей следует считать лучшей, разделились. Одно можно сказать наверняка – нельзя забывать о регулярной замене тормозной жидкости. Это сравнительно небольшие расходы, способные уберечь водителя и пассажиров от серьезной опасности.
Растворитель является основным ингредиентом или, скорее, основой тормозных жидкостей. Эту роль выполняет эфир гликоля, хотя жидкости DOT 4 содержат и эфиры борной кислоты. Они улучшают некоторые свойства жидкостей, в том числе температуру кипения. Растворитель составляет от 60 до 90% продукта.
Базовая смазка является вторым компонентом тормозной жидкости. Это примерно 5-30% содержания препарата в виде полигликолевых соединений. Они являются результатом реакции полиэфиров с двухатомными спиртами или водой.
Третий ингредиент содержит от 2 до 5% добавок. К ним относятся ингибиторы коррозии и антиоксиданты, которые предотвращают распад полигликолей и эфиров гликолей и, как следствие, продлевают срок службы жидкости.
Как работает тормозная жидкость?
Тормозная система автомобиля представляет собой гидравлическую систему, отсюда и необходимость в жидкости. Активируется нажатием педали тормоза. Связанный с ним насос создает высокое давление жидкости в магистралях. На следующем этапе она распределяется равномерно во всех направлениях, вплоть до поршней, которые приводятся в движение давлением жидкости. Они давят на тормозные колодки или колодки, что снижает их скорость.
Чтобы тормозная жидкость выполнила свою функцию, необходимо заполнить ею всю систему и убедиться в ее герметичности. Важны также соответствующие характеристики препарата, такие как низкая сжимаемость, постоянная температура кипения, низкая температура затвердевания, совместимость материалов, стойкость к окислению и термическая стабильность.