Как выглядит автомобильный рынок в Китае? Познакомьтесь с «китайскими автомобилями» и обзором моделей, достойных внимания. Я не думаю, что кто-то пытается подвергнуть сомнению тот факт, что колыбелью автомобильной промышленности являются США и Европа, развитие которых началось почти одновременно, более ста лет назад. На протяжении многих лет отечественные бренды доминировали на европейском и американском рынках, но лишь период восстановления экономики после Второй мировой войны внес некоторые изменения.
Производители из Японии, а позже и из Кореи, начали заявлять о себе. Изначально их произведения представляли собой не что иное, как копии, влекущие более низкую закупочную цену. Лишь с годами ценимые сегодня японские автомобили завоевали свой бренд и репутацию надежных автомобилей.
История китайского автомобилестроения изначально развивалась аналогичным образом. Всего с десяток лет назад фирменные модели представляли собой визуальные копии продукции известных брендов — ни один китайский производитель не заботился о таких мелочах, как авторские или патентные права. Однако собственное производство и разработка новых моделей не отвечали и не успевали за динамичным развитием экономики средней страны. Добавим к этому все еще непомерно высокие тарифы на импортные автомобили, целью которых была защита отечественного автомобилестроения. Все это потребовало от коммунистических властей принятия определенного решения, позволяющего западным компаниям выйти на гигантский китайский рынок.
Однако китайское правительство наложило строгие условия на производителей, заинтересованных в расширении своего рынка. Автомобили, продаваемые в Китае, не могли быть доставлены из Европы, их производство автомобилей пришлось начинать в Китае. Однако это не самая большая проблема. Китайцы заставили каждую заинтересованную компанию создать совместное предприятие, в котором мажоритарным акционером была бы китайская компания. Этот шаг позволил западным производителям получить огромную прибыль, в том числе благодаря дешевой рабочей силе, и предоставил ряд преимуществ Китаю. Помимо удовлетворения потребностей клиентов, китайские бренды получили легальный доступ к современным технологиям, которые они используют для дальнейшего развития своих собственных моделей.
Как выглядит импорт автомобилей в Китай?
Из-за сложившейся в Китае системы ведение бизнеса в этой стране в массовом масштабе – непростая задача, в чем на собственном горьком опыте убедились ведущие производители западного мира. У них был гигантский барьер входа и присутствия на китайском рынке – ничего не могло произойти без одобрения партийных властей. Правительство Китая ввело огромные пошлины на импорт транспортных средств, как мы уже упоминали, защищая отечественное производство и китайские бренды.
К сожалению, их автомобили оставляли желать лучшего во всех отношениях – дизайне, уровне отделки, сборки, управляемости и безопасности. Эти проблемы, а также растущая открытость Китая для мировых рынков привели к тому, что автомобильным гигантам разрешили выйти на китайский рынок, но на жестких условиях. Они могли бы построить свои заводы в Китае, но контрольный пакет акций в них забрали китайские государственные компании. Таким образом правительство, а вслед за ним и китайские производители получили доступ к технологиям автомобильных гигантов. Поскольку внешний вид легче подделать, чем передовые технологии, китайские производители начали массово производить автомобили, очень похожие на роскошные автомобили всемирно известных брендов. Были даже очень точные адаптации логотипов Porsche и BMW. Изначально, кроме внешнего вида, китайские машины не имели ничего общего со своими западными аналогами. Машины ехали ужасно, а в салоне было полно неподходящего и вонючего пластика. В настоящее время результатом сотрудничества глобальных корпораций и их китайских партнеров становятся все более качественные автомобили. Автомобили совместного производства гораздо безопаснее, чем несколько лет назад, изготавливаются все более тщательно, а ужасный запах пластика в автомобиле постепенно начинает уходить в небытие. Среднестатистическая китайская компания совершила огромный скачок в плане развития технологий, улучшения общей функциональности и долговечности своей продукции. На разработку подобной разработки корейцам понадобилось несколько десятков лет.
Также стоит отметить, что сотрудничество с китайцами дается непросто крупным автомобильным компаниям. У этого рынка есть особые требования. Интересным примером являются седаны, выпускаемые специально для китайского рынка в удлиненных на несколько сантиметров версиях . К ним относятся, например, Volvo S60L, BMW 3Li и Audi A4L . Подобных вариантов в Европе мы не найдём, а в Польше или Германии никто в здравом уме не купит удлинённую версию Volkswagen Passat.
Ответом на эту потребность являются удлиненные версии седанов среднего класса. С другой стороны, автомобильные компании сосредоточены на поставках спортивных автомобилей на китайский рынок. Среднестатистический китайский миллионер намного моложе своего западноевропейского или американского коллеги и ищет автомобиль скорее спортивный, чем достойный и комфортный. Еще одно направление, на котором акцентируют внимание автопроизводители Китая, — автомобили с электрическими двигателями . Хотя Поднебесная не особо заботится об экологии, она охотно поддерживает проекты, направленные на увеличение доли электромобилей на рынке. Власти Поднебесной прекрасно осознают потенциал электромобилей.
Какие китайские автомобильные марки представлены на рынке?
В Европе китайский автомобиль до сих пор неразрывно ассоциируется с дешевизной и малой долговечностью. Корейские производители боролись с подобным восприятием около дюжины лет назад. В течение многих лет продукция Kia и Hyundai рассматривалась, как и Daewoo, как дешевая имитация автомобиля. Мы все знаем текущую ситуацию. Корейские автомобили уже не дешевле, а уж тем более сделаны хуже – во многих сегментах они даже предлагают богатую комплектацию, на равных конкурируя с европейскими конкурентами. При аналогичных темпах развития китайские автомобили ждут аналогичное будущее, особенно с использованием западных технологий. Электромобили китайских брендов уже доступны, в частности, на норвежском рынке.
Автомобили BYD
Удивительно, но компания, основанная всего лишь в 2003 году, занимает четвертое место по общей стоимости среди всех производителей автомобилей - уступая только таким гигантам, как Volkswagen, Toyota и Tesla. Основная продукция BYD Auto — грузовики, автобусы, электрические велосипеды и электромобили. Компания также является поставщиком аккумуляторов для электромобилей. Компания пытается завоевать норвежский рынок электромобилем с запасом хода 528 километров. Электрический внедорожник – Тан отличается интересным внешним видом, ценой и восьмилетней гарантией.
Geely
Интересно, что компания Geely, основанная в 1997 году, является владельцем иконы безопасности – Volvo. Китайцы купили шведский бренд в 2009 году, придав ему новую свежесть. Под властью китайских владельцев Volvo фиксирует новые рекорды продаж. Geely также владеет London Electric Vehicle Company, Lotus и Lynk Co — их общий объем продаж составляет около двух миллионов единиц. Их электрическая интерпретация лондонского такси LEVC – доступна и в Польше, цены превышают 300 000 злотых.
SAIC Motor's
Настоящим гигантом является китайская государственная компания SAIC Motor. Бренды компании включают Wuling, Roewe, MG, купленные у британцев, и Baojun. В 2014 году общий объем продаж всех брендов превысил ошеломляющие 4,5 миллиона единиц. Продукция бренда MG предлагается на рынках Великобритании, Австралии и Норвегии. Компания также предлагает электрические модели – MG ZS.
Changan Auto
Правительство Китая также владеет компанией Changan Automobile. Компания специализируется на микроавтобусах, небольших грузовиках и легковых автомобилях. По объему производства она занимает четвертое место в Китае и имеет четко определенные планы по завоеванию европейского рынка. В 2022 году в Грузии будет запущен завод мощностью 40 000 единиц в год, по планам Changan, половина продукции будет предназначена для рынков старого континента.
VOYAH
На китайском рынке это люксовый бренд Dongfeng Motor Corporation, также известный в Европе. Он дебютировал только в 2020 году с моделями Voyah i-Land и i-Free. За визуальную сторону проектов отвечает итальянская студия ItalDesign.
Volkswagen Viloran
Это крупногабаритный фургон, разработанный китайской компанией Volkswagen — VW-SAIC . Viloran был построен на модульной платформе MQB, которая использовалась, в частности, для сборки Passat и Golf. Эстетичный кузов впечатляет внешними размерами – длина автомобиля 5,35 м, колесная база 3,18 м, что гарантирует условия поездки, практически достойные премиум-класса. Производитель оснастил Вилоран сдвижными задними дверями с электроприводом. Интерьер выполнен по схеме 2+2+3. Пассажирам предоставлено всестороннее оборудование для комфорта и безопасности.
CyberTank 300
В апреле 2021 года компания Great Wall представила концептуальный автомобиль Tank 300 Cybertank . До недавнего времени 300 была моделью Wey, но ее возвели в ранг отдельной марки – которая будет отвечать за производство внедорожников. Cybertank — крупногабаритный внедорожник, вдохновленный несколькими моделями из Европы и США. Он оснащен двигателем 2.0 с наддувом, передающим мощность на все четыре колеса через восьмиступенчатую автоматическую коробку передач.
Roewe
Бренд Roewe появился практически случайно. В 2006 году SAIC выкупила права на технологию и производство у конкурсной массы британской MG Rover Group. Однако эта покупка не включала в себя права на бренд Rover, принадлежавший тогда Ford. В результате название и логотип немного изменились. Первоначально производство слегка модифицированного Rover 75 продолжалось в Китае, а в последующие годы в предложение были включены и другие модели, разработанные собственными силами.
Аналоги китайских автомобилей
Как мы уже упоминали, у западных производителей есть определенная проблема с китайскими автомобилями – они зачастую являются недобросовестными копиями моделей известных нам в Европе марок. Хотя копированные китайские автомобили недоступны в Европе или США, у себя на родине они прекрасно себя чувствуют.
Модель, очень похожая на Mercedes G-класса на китайском рынке, — BIAC B80VJ . Что еще интересно, владельцем более 12% акций китайского производителя является сам Mercedes. BIAC производит ряд моделей немецкого бренда для местного рынка. Однако это не помешало китайцам создать точную копию, они лишь немного уменьшили габариты и использовали наддувный двигатель объемом 2,3 литра разработки Saab или дизель 2,8. Как и в оригинале, привод идет на все четыре колеса. Модель выпускается с 2016 года.
В 2018 году автомобильный мир на мгновение остановился на китайской смеси BMW X4 с адаптированной передней частью от Volkswagen Touareg. Changan CS85 немного короче оригинала, но предлагает очень похожую линию кузова и дизайн салона, гарантирующий комфортные условия для четырех человек. Производитель также позаботился о обширных системах мультимедиа и безопасности – в том числе о камере на 360 градусов.CS85 имеет восьмиступенчатую автоматическую коробку передач, полный привод и два турбобензиновых агрегата на выбор: 1,5 и 2,0.
За небольшую часть цены Lamborghini Urus, сумасшедшего внедорожника итальянского бренда для чрезвычайно состоятельных клиентов, мы можем купить Huansu C60 Hyosow на китайском рынке. Клон точно воспроизводит чемпиона по динамичным линиям кузова, но заметно меньше. В салоне больше не будет благородных материалов, таких как обивка из натуральной кожи. Однако была еще мультимедиа и многочисленные дополнительные удобства. Под капотом установили четырехцилиндровый агрегат 2.0 Turbo, передающий мощность на все четыре колеса.
С 2015 года у китайских покупателей также появилась на выбор дешевая альтернатива Range Rover Evoque. В случае с моделью X7 бренд Landwind черпал вдохновение из британского внедорожника. Просматривая его фотографии в Интернете, изначально сложно найти какие-либо отличия. Равные пропорции, большой дорожный просвет и форма фонаря. Привод состоял из двух бензиновых двигателей 1,5 или 2,0 с наддувом. Важно отметить, что после многих лет судебных баталий британцы добились компенсации, окутанной тайной.
Популярны ли китайские автомобили в Европе?
На данный момент китайские автомобили по-прежнему являются экзотикой во всей Европе. Это связано с отсутствием какой-либо сервисной базы, репутации или чувства европейских вкусов и предпочтений – корейским производителям понадобилось несколько десятков лет, чтобы этому научиться. Китайские бренды, конечно, постоянно пытаются попасть в Европу, пока единственным их аргументом является гораздо более низкая цена.
Китайские автомобили ТОП-10
Volkswagen Lavida – постоянный хит китайского рынка на протяжении многих лет, представляет собой большой седан, чуть меньше известного Passat. Он построен на модульной платформе MQB, как и другие модели компании. Двигатель приводится в действие бензиновыми двигателями 1.2; 1.4. .1.5 – с наддувом и один безнаддувный 1.6.
Следующая модель в списке также принадлежит немецкой компании и тоже является любимым китайцами седаном. Новая Bora выглядит чуть более современно, чем Lavida – наличие двух седанов одного размера в гамме одного производителя явно подчеркивает важность этого сегмента на рынке Поднебесной. В предложение входят бензиновые двигатели 1,4 и 1,5 с наддувом.
Казалось бы, глобальная модель — это Toyota Corolla, которая очень популярна в Китае . Однако он существенно отличается от варианта, предназначенного для остального мира – его производит компания FAW-Toyota. Разумеется, он предлагается с кузовом седан, но доступна и гибридная версия.
Volkswagen пользуется большим уважением на китайском рынке. Седан чуть меньшего размера, New Santana, также демонстрирует впечатляющие результаты продаж . Построенный на базе Skoda Rapid и Seat Toledo, он вмещает четырех человек, для которых не предлагает слишком навороченных аксессуаров. Приводом служат, конечно, известные по другим моделям моторы 1,4 и 1,5 с наддувом.
Предлагаемая в Китае Honda Civic наиболее близка к европейским реалиям . Иначе и быть не могло, ведь предложение включает только седан. Производства расположены в одной из китайских провинций, что снижает затраты на логистику и позволяет удовлетворить требования высокопоставленных лиц. В качестве привода используются известные по европейским прайс-листам бензиновые двигатели 1,0 и 1,5 с наддувом.
Неизвестный Nissan Bluebird — седан меньшего размера, чем любимый в Европе Ford Mondeo. Интересный дизайн отдельных частей кузова слегка не сочетается друг с другом. В салоне размещаются четыре человека, обеспечивая пассажиров базовыми системами мультимедиа и безопасности. В прайс-лист входят безнаддувный двигатель 1.6 и его версия с наддувом.
Полностью китайский продукт, созданный без использования зарубежных технологий, — Haval H6 . Внедорожник длиной более 4,6 м считается престижным продуктом у себя на родине — по габаритам он конкурирует с VW Tiguan. Эстетичный корпус не оснащен лишними аксессуарами. На первый взгляд салон эргономичен, но после знакомства с ним поближе и проверки качества материалов он становится менее эргономичным. Он был оснащен небольшим бензиновым двигателем 1,3.
Следующую позицию занимает несколько иная версия Toyota Corolla – выпускаемая совместно с другой китайской компанией. Toyota Levin производится на заводе GAC-Toyota. Проще говоря, это последняя версия Corolla с немного другой передней панелью. Клиенты могут выбирать между 1.2 Turbo и гибридным вариантом.
Volkswagen в полной мере использует эту беспрецедентную любовь к седанам. Еще одна модель с четырехдверным кузовом – Sagitar – ее размеры 4,7 м. На других мировых рынках – США и Мексике он продается под известным названием Jetta. Разумеется, на нем установлены хорошо известные бензиновые двигатели 1,4 или 1,5 с наддувом.
Замыкает поле последнее, глобальное поколение Honda CR-V . По эстетике и предлагаемым приводам он не отличается от европейской версии.