Что такое углеродистые отложения?
Опасно звучащее название « нагар» — это нагар , образующийся в результате спекания и закоксования несгоревших частиц топливно-масляной смеси . Он скапливается на внутренних частях приводной системы и представляет опасность для всех ее компонентов. Большую роль в образовании нагара играют плохо подобранные моторное масло и топливо , которые содержат мягкие примеси в виде полутвердых веществ .
Как образуется нагар в двигателе автомобиля?
Одной из основных причин образования нагара является слишком высокая температура моторного масла . Неправильная работа системы охлаждения или чрезмерно динамичная езда автомобиля могут привести к перегреву смазывающей жидкости и отложению нагара на компонентах системы привода. Причин выхода из строя выхлопной системы может быть много, если вы хотите их узнать, обязательно прочитайте запись по этой теме.
Риск образования нагара чаще встречается в старых и интенсивно используемых двигателях. Утечки между поршнями и поверхностями цилиндров позволяют маслу попасть в камеру и сгореть . Однако не все остатки этого процесса выводятся через выпускные клапаны — часть из них оседает на узлах двигателя и нарушает их работу . Кроме того, микротрещины поршневых колец приводят к проникновению мелкого осадка в другие участки салона двигателя, где он также становится причиной многочисленных повреждений.
Нагар и непосредственный впрыск топлива
Стоит помнить, что появлению нагара на поршнях двигателя подвержены не только старые и изношенные автомобили. Некоторые современные бензиновые двигатели оснащены непосредственным впрыском топлива , что обеспечивает меньший расход топлива и низкий уровень выбросов вредных для окружающей среды соединений. Звучит обнадеживающе, но мало говорится о том, что форсунки — молчаливые союзники нагара, вредного для двигателя. В решениях такого типа топливно-воздушная смесь поступает непосредственно в камеру сгорания, не промывая впускные клапаны и каналы ГБЦ нагаром, как в случае с традиционным топливным насосом. В результате нагар может медленно накапливаться на двигателе и постепенно повреждать его компоненты и, как следствие, приводить к выходу из строя. Поэтому даже водителям новых автомобилей следует быть бдительными и проверять состояние салона своего автомобиля.
Эффекты и профилактика
Накопившийся нагар образует покрытие, увеличивающее трение внутри двигателя . Это сокращает срок службы отдельных частей приводной системы, таких как:
- клапаны,
- впускной и выпускной коллектор,
- поршневые кольца,
- каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр в дизелях,
- гильзы цилиндров,
- клапан рециркуляции выхлопных газов.
Повреждения этих и других узлов двигателя (турбокомпрессора, сцепления, подшипников коробки передач или двухмассового маховика), вызванные нагаром, нарушают работу всей системы привода, а их ремонт может стоить очень дорого . Поэтому стоит сделать все, чтобы минимизировать проблему образования отложений и не подвергать себя постоянным визитам к механику. Ниже мы представляем некоторые профилактические способы борьбы с отложениями углерода .
Выбор подходящего моторного масла
Основой правильной работы приводного агрегата является идеально подобранное качественное моторное масло . Важно, чтобы оно было адаптировано к требованиям и специфике данного двигателя. Многие производители предлагают в руководстве по эксплуатации автомобиля, какое масло использовать, чтобы двигатель работал безупречно. Имеющиеся на рынке смазочные жидкости содержат обогащающие присадки, которые в той или иной степени очищают систему привода от нагара и шлама, а также нейтрализуют кислотные остатки после процесса сгорания.
Не менее важным, чем выбор правильного масла, является его своевременная замена. Автомобильные детали и эксплуатационные жидкости выполняют свое предназначение, если используются в определенных условиях и соответствующий период времени . Даже самое качественное масло, используемое дольше, чем рекомендовано производителем, становится неэффективным и опасным для двигателя, поскольку перестает выполнять свои функции и не защищает его должным образом. Почему стоит менять масло чаще? Проверять!
Влияние EcoDriving на образование нагара
Существенное влияние на образование нагара оказывает и специфика вождения водителя . Все большую популярность приобретает EcoDriving , то есть экономичное вождение, главный лозунг которого – «чем ниже обороты, тем меньше расход топлива». Возможно, в краткосрочной перспективе экономный расход топлива несколько снижает эксплуатационные расходы, однако езда только на малых скоростях может привести к серьезным поломкам двигателя . Приводу время от времени требуются более высокие обороты, чтобы предотвратить накопление вредных нагара на стенках цилиндров. В большинстве случаев экономная езда заканчивается визитом к механику , стоимость которого может оказаться выше суммы, сэкономленной на бензине.
Как удалить нагар с двигателя?
Нагар на двигателе, которому несколько лет, обычно имеет вид толстой (даже несколько сантиметров) и твердой корки. Его удаление является трудным и трудоемким, но не невозможным. На рынке доступны специальные препараты , которые смягчают давно растущие нагары , облегчая их очистку скребком или средством для мойки двигателя. Решение эффективное, но утомительное и требует разборки приводного узла и ручной чистки каждого его элемента отдельно . Также следует не забыть тщательно смыть остатки препарата водой под высоким давлением.
Декарбонизация углеродистых отложений
Однако есть более простой и быстрый способ удаления нагара – декарбонизация, т. е. очистка двигателя водородом. Этот процесс длится от 30 до 60 минут и предполагает выжигание отложений за счет повышения энергетической ценности воздуха, поступающего в двигатель, с окисью водорода . Сгорание нагара, то есть пиролиз, происходит одновременно во многих узлах системы привода: в сажевом фильтре, на поверхности поршневых колец, головке, турбонагнетателе и каталитическом нейтрализаторе. При декарбонизации образуется высокая температура, из-за которой частицы углерода отрываются от металлических элементов двигателя и выходят через выхлопную систему вместе с выхлопными газами.