Тормозной путь автомобиля – от чего зависит его длина?
Тормозной путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на тормоз до полной остановки. Длина этого раздела зависит от многих факторов. Важна не только скорость, с которой движется транспортное средство, но и тип дорожного покрытия и техническое состояние автомобиля. В экстренных ситуациях учитывается и время реакции водителя, то есть то, насколько быстро он нажимает на педаль тормоза. Согласно исследованиям, оно составляет в среднем от 0,8 до 1 секунды (может быть и выше, если водитель устал или отвлекся). Тормозной системе нужно еще 0,3 – 0,4 с, чтобы начать работать.
Время реакции водителя и тормозной путь автомобиля составляют всего секунды, а иногда и доли секунды. Однако они имеют большое значение для безопасности. Если процесс остановки происходит в сложных условиях или является результатом внезапного события, увеличивается риск заноса и потери управления автомобилем. Система EBD — одно из решений, направленных на минимизацию аварийности.
Первое: скорость
Основным параметром, влияющим на тормозной путь автомобиля, является скорость. В случае движения автомобиля по сухому ровному асфальтированному покрытию это выглядит так:
- 30 км/ч – расстояние от нажатия на тормоз до остановки около 5 м;
- 50 км/ч – 13 м;
- 70 км/ч – 25 м;
- 90 км/ч – 42 м;
- 130 км/ч – 87 м.
Во-вторых: тип поверхности
Еще одним фактором, определяющим тормозной путь автомобиля, является тип дорожного покрытия. Это связано со сцеплением шин, которое не является постоянным и изменяется, в частности, под влиянием шины и состояние грунта. Способность колеса прилипать к дороге лучше всего проявляется на сухом бетоне или асфальте. Однако на грунтовой дороге или брусчатке он будет меньше. Погодные условия также влияют на состояние поверхности. Снег увеличивает тормозной путь в два раза, а лед – в четыре раза. Если дорога обледенела и автомобиль движется со скоростью 90 км/ч, расстояние, необходимое для его остановки, может увеличиться до 200 м.
Третье: вес автомобиля
Чем больше масса автомобиля, тем длиннее будет его тормозной путь. Почему? Больший вес означает большую нагрузку на тормозную систему. В этом случае дискам и колодкам приходится выполнять дополнительную работу и быстрее прогреваться, что может привести к замедлению замедления (мягкая педаль тормоза).
Влияние веса автомобиля на процесс торможения обусловлено законами физики. По их мнению, длина пути, по которому должна действовать сила трения, чтобы остановить его, увеличивается с увеличением кинетической энергии. Как это выглядит на практике? Из двух автомобилей, движущихся с одинаковой скоростью, более тяжелый обладает большей кинетической энергией, поэтому ему приходится преодолеть большее расстояние, чтобы полностью остановиться.
Четвертое: состояние и тип шин
Зависимость также обратная: при движении со скоростью 48 км/ч на летней резине и по заснеженной дороге вам понадобится примерно 62 метра, чтобы остановить машину. Зимой: около 31 метра. Таким образом, зимние шины сокращают тормозной путь до 50 процентов!
Решения, используемые в тормозной системе
Качество тормозной жидкости, состояние накладок и технологические решения, используемые в тормозной системе, напрямую влияют на длину пути, который должен пройти автомобиль до полной остановки. Здесь важна не только степень износа отдельных элементов, но и материалы, из которых они изготовлены. Автомобиль, оснащенный стальными тормозными дисками толщиной 280-300 мм, затормозит после прохождения расстояния 36-42 м (скорость 100 км/ч). Расстояние уменьшится до 32-36 м, если диски будут керамическими, вентилируемыми или щелевыми.
Увеличенный тормозной путь также может быть следствием изношенных амортизаторов. Различные системы, такие как ABS (предотвращает блокировку колес при остановке) и EBD, также служат для его укорачивания (и, прежде всего, повышения безопасности).
EBD, то есть электронное распределение тормозных усилий.
Система EBD (Electronic Breakforce Distribution) – еще одно технологическое решение, призванное облегчить маневр остановки автомобиля. Причиной введения электронного регулирования тормозной системы стало явление продольного скольжения. Это потенциально опасная ситуация, которая может возникнуть при неравномерной нагрузке колес автомобиля. Обычно это происходит при торможении:
- на мокрой или неровной поверхности,
- при непропорционально распределенной нагрузке,
- во время поворота,
- при смене траектории движения.
Это также может быть вызвано потерей контакта одного из колес с землей. Это приведет к увеличению тормозного пути, заносу или потере контроля над автомобилем. Как EBD поможет?
Принцип работы EBD
Электронная система распределения тормозных усилий, вопреки внешнему виду, является относительно простым решением. Система взаимодействует с датчиками тормозной системы, собирая и анализируя предоставляемую ими информацию, а также выполняет команды, введенные в блок управления. Если датчики посылают в EBD сигнал о неправильном распределении нагрузки и связанном с этим риске пробуксовки, система начинает индивидуально регулировать тормозное давление на данной оси. Колесо с более нагруженной стороной будет тормозить интенсивнее, чем с меньшим весом, что не позволит автомобилю изменить свое положение.
Что немаловажно, электронная система распределения сил адаптируется к текущей ситуации. У переднеприводных автомобилей задняя часть легче, поэтому при экстренном торможении центр тяжести смещается вперед. Затем EBD использует электромагнитные клапаны для регулирования тормозного усилия на задних колесах, предотвращая их блокировку. Благодаря этому он максимально использует тягу колес, сокращая тормозной путь, сохраняя при этом устойчивость автомобиля.
EBD и ABS
EBD является одной из форм развития ABS. С учетом электронных алгоритмов управления можно даже сказать, что это дополнение к антиблокировочной системе. Что общего у этих компонентов? Прежде всего, электронная система распределения тормозных усилий работает на основе той же информации, что и система ABS. Поэтому ABS все чаще поддерживается системой EBD, которая дополняет ее работу, оптимизируя тормозное усилие колес в экстренных ситуациях.
EBD и BAS – чем они отличаются друг от друга?
EBD — не единственный способ сократить тормозной путь. Система, призванная максимально эффективно остановить автомобиль, также называется BAS (система помощи при торможении). Что это за решение? При экстренном торможении водители часто нажимают на педаль слишком слабо, тем самым затягивая процесс торможения. BAS Brake Assist распознает такие ситуации и увеличивает давление в тормозной системе, обеспечивая тем самым большую тормозную мощность.
Как и EBD, BAS использует данные системы ABS. По мнению экспертов, это также может сократить тормозной путь до 30 процентов. Разница между этими технологическими решениями в основном касается ситуаций, в которых они срабатывают. Электронное распределение тормозных усилий помогает удерживать автомобиль на ходу и предотвращает занос. В свою очередь BAS повышает активную безопасность автомобиля за счет минимизации последствий замедленной реакции водителя.
Система EBD работает?
Система EBD является штатным элементом многих современных автомобилей. Решение используется, в частности: Volkswagen, Seat и Toyota (с 1999 г.). Действительно ли это может повлиять на тормозной путь?
Расстояние, которое преодолевает автомобиль при остановке, зависит от многих факторов. Водители понимают, что скорость автомобиля и погодные условия имеют важное значение. Однако иногда забывают о таком важном вопросе, как количество пассажиров или вес дополнительного груза. Это влияет на центр тяжести и распределение сил, а также на саму длину торможения. Здесь на помощь приходит EBD. За автомобилем постоянно следят датчики ABS, которые показывают уровень сцепления с дорогой. Однако система меняет тормозное давление с передней части на заднюю или из стороны в сторону, в зависимости от текущих потребностей. Тогда водитель может сосредоточиться на максимально эффективном торможении, не опасаясь заноса. В данном случае обещания производителей не являются рекламным трюком. EBD сокращает тормозной путь и помогает стабилизировать дорожку движения , - указывает эксперт Inter Cars.