Это небольшое устройство играет огромную роль в конструкции автомобиля. Без него невозможно включить ни один двигатель внутреннего сгорания и, следовательно, завести автомобиль.
Стартер, о котором мы, конечно же, говорим, представляет собой классический электродвигатель, который вместе с аккумулятором позволяет привести в движение приводной агрегат. Это устройство не безотказное. Даже незначительное повреждение компонентов может привести к полной иммобилизации автомобиля. Решение ситуации чаще всего заключается в замене электродвигателя. Стоит отметить, что данные устройства имеют сравнительно длительный срок службы, поэтому во многих случаях можно купить б/у. Есть также автомастерские, специализирующиеся на восстановлении автомобилей.
Конструкция стартера
Стартер представляет собой небольшой электродвигатель. Бендикс, небольшой соединительный механизм, играет важную роль в его работе. Основными элементами устройства являются механизмы переключения и связи, обмотка возбуждения, ротор с обмотками и коллектором, щетки коллектора. Поскольку обмотка возбуждения и обмотка ротора соединены последовательно, стартер называется последовательным электрическим двигателем. Стоит отметить, что данное устройство потребляет большой ток – до 600 А. Поэтому обмотку ротора необходимо выполнить из толстого медного провода. В противном случае элемент может быстро сгореть. Концы обмоток соединены с сегментами коллектора. Также заслуживает внимания сцепное устройство, которое синхронизирует стартер с маховиком приводного агрегата, приводя таким образом коленчатый вал двигателя во вращение. Этот механизм состоит из шестерни, установленной на валу ротора, которая в процессе работы подстраивается под зубчатый венец в маховике. Стоит добавить, что ведущая шестерня установлена на роторе с резьбой с большим шагом. Это так называемый бендикс стартера, который вместе с муфтой свободного хода предотвращает передачу крутящего момента от двигателя к ротору устройства при достижении двигателем большей частоты вращения. Такая ситуация могла привести к полному разрушению серийного мотора.
Принцип работы стартера
Серийному двигателю, чтобы придать приводному агрегату соответствующую частоту вращения и тем самым привести его в движение, требуется большой ток в пределах от 200 до 600 А. Эта энергия используется не только для запуска самого двигателя, но и для преодоления сопротивления, создаваемые в результате сжатия рабочей среды в цилиндрах, подсоса топлива или воздуха, трения поршней о поверхность цилиндров или трения подшипников коленчатого вала. Сопротивление также создают компоненты самого устройства. Стоит отметить, что стартер обеспечивает минимальную скорость запуска, чтобы не вызывать значительных потерь энергии аккумулятором. Для бензинового двигателя ее значение колеблется от 60 до 100 оборотов в минуту. Для дизеля эти цифры равны 80 и 200 соответственно, поскольку энергия для воспламенения создается при повышении температуры при сжатии. По этой причине дизельные двигатели требуют гораздо более мощного устройства и аккумулятора с более высоким пусковым током, чем их бензиновые аналоги. Важно отметить, что исправный стартер потребляет энергию от аккумулятора очень короткое время. Это момент от поворота ключа зажигания до запуска автомобиля. Чтобы двигатель начал работать, положительную клемму аккумулятора необходимо замкнуть на положительную клемму последовательного двигателя. Это позволяет привести ротор в движение. Следующий этап – зацепление бендикса с маховиком двигателя.
Наиболее распространенные неисправности
Существует несколько легко идентифицируемых неисправностей, которые могут указывать на неисправность стартера. Одной из наиболее частых проблем является неработающее зажигание. В этом случае неисправность обычно лежит на механизме, контролирующем работу устройства. В старых автомобилях коррозия может привести к разрыву электрического соединения с массой. Распространенная причина – выход из строя переключателя. Водителей также беспокоит стук устройства, приводящего в движение двигатель. Это происходит, когда аккумулятор сильно разряжен. Низкое напряжение означает, что при повороте ключа зажигания вместо вращения ротора слышно щелканье электромагнитного переключателя. Одиночные стуки, в свою очередь, могут сигнализировать об износе устройства, особенно его обмоток, или засорении щеток коллектора. Бывает и так, что человек, заводящий машину, замечает, что ротор электродвигателя вращается гораздо медленнее, чем раньше. В этом случае виновником также может быть недостаточно заряженный аккумулятор. Причина часто кроется в грязных клеммах аккумулятора, затрудняющих поток энергии, или грязных контактах электромагнитного выключателя. Слишком низкая частота вращения ротора может быть признаком его повреждения из-за заклинивания подшипников скольжения. Зачастую это свидетельствует об износе щеток серийного двигателя. Водители часто жалуются, что устройство издает чрезмерный шум, что в большинстве случаев является признаком его износа. Лучшим решением в данной ситуации может стать замена ведущей шестерни. К более серьезным поломкам можно отнести выход из строя всей системы запуска в результате блокировки механизма сцепления или заклинивания электромагнитного переключателя. Подобные неисправности чаще всего приводят к необратимой поломке устройства. Отсутствие вращения коленчатого вала также свидетельствует о неправильной работе системы сцепления. Причиной может быть отсутствие зацепления серийной мотор-редуктора с маховиком двигателя. Такая ситуация должна мотивировать автовладельца как можно скорее посетить автосервис. Даже если окажется, что устройство потребуется заменить или отремонтировать, быстрое вмешательство специалистов сможет уберечь оставшиеся под капотом компоненты от серьёзного выхода из строя, что зачастую влечет за собой высокие затраты на ремонт.