В современных автомобилях премиум-класса ручник заменен электронным стояночным тормозом EPB . Некоторые автомобили оснащены ножным стояночным тормозом. Однако в большинстве автомобилей по-прежнему используется стандартный ручной тормоз. Его рычаг, обтянутый экокожей, расположен в центральном тоннеле. Однако необходимо помнить, что ручник тоже подвержен поломкам. Обычно он выходит из строя зимой, когда автомобиль подвергается воздействию замерзающей влаги. Работу ручника проверяют при ежегодном техническом осмотре на Станции техосмотра. Диагностик проверяет прочность тормоза. Автомобиль с неисправным ручником техосмотр не пройдет.
Как работает ручник?
Управлять ручником просто. В центральном тоннеле, обычно за рычагом переключения передач, находится рычаг ручного тормоза. Если водитель хочет остановить автомобиль, он нажимает на тормоз с соответствующей силой. На приборной панели загорается контрольная лампа. Если он хочет отпустить тормоз, он нажимает кнопку на конце рычага (чтобы освободить собачку) и опускает его. Вот и все. Стоит помнить, что при экстренной остановке автомобиля с помощью ручника стоп- сигналы не загораются . Ручник действует на задние колеса автомобиля. Паркуя автомобиль на возвышенности, используйте дополнительную защиту, чтобы снизить нагрузку на него. Если местность имеет уклон назад, после выключения двигателя и торможения стоит включить первую передачу. Если местность наклонена вперед, поверните назад.Устройство и работа ручника
В ручном тормозе (стояночном тормозе) используются механические компоненты. В отличие от стандартного тормоза, здесь не используется тормозная жидкость. Это защита на случай повреждения тормозной системы и ситуации, при которой так называемая «мягкая педаль тормоза» (тормоз проваливается в пол из-за вытекшей жидкости из тормозной системы). Детали привода стояночного тормоза: 1 - чехол; 2 - передний трос; 3 - рычаг; 4 - кнопка; 5 - пружина тяги; 6 - тяга защелки; 7 - втулка; 8 - ролик; 9 - направляющая заднего троса; 10 - распорная втулка; 11 - оттяжная пружина; 12 - распорная планка; 13 - рычаг ручного привода колодок; 14 - задний трос; 15 - кронштейн крепления заднего троса
Как работает ручник?
Водитель тянет тормозной рычаг, который фиксируется благодаря металлическим собачкам. Движение рычага вызывает перемещение промежуточного рычага. Движение промежуточного рычага вызывает движение металлического троса, который, в свою очередь, вызывает движение двух тормозных тросов (натягивая их), которые соединены с рычагами, установленными на задних тормозных суппортах. Движение тормозных тросов блокируется дисками-барабанами с помощью тормозных колодок. Для обеспечения равенства силы, действующей на оба тормозных суппорта, используются специальные крючки. Зачем? Чтобы в случае экстренного торможения тормозное усилие распределялось равномерно на оба суппорта. В противном случае заднюю часть автомобиля может тянуть при торможении с различной силой.
В автомобилях с дисковой тормозной системой и штатным ручником на задней оси установлены так называемые дисковые барабаны. Диски используются стандартным гидравлическим тормозом. Барабаны, в свою очередь, используются ручником. \nМеханизм ручного тормоза обычно крепится на якорном диске (установленном за тормозным диском), который соединен с поворотным кулаком. Используется рычажная система распределения, действующая так же, как стандартные барабанные тормоза. Разница в том, что в этом случае он срабатывает после выдергивания троса ручника. Тормозные колодки воздействуют на тормозной барабан, обездвиживая автомобиль.Неисправности ручника – симптомы
Есть несколько распространенных симптомов неисправности ручного тормоза:
- Необходимость очень сильно нажимать на тормоз и снижается его эффективность - следует отрегулировать тормоз (проверить натяжение троса) и проверить состояние дисков-барабанов на задней оси.
- Шумы при работе тормозов – проверьте натяжение тросов и отрегулируйте их. Шум также может означать недостаток смазочных материалов.
- Неправильная работа ручника или проблемы с его включением или выключением – проверьте состояние тормозных тросов и тормозных суппортов, а также металлических пружин.
- Плохая работа тормозов – возможен износ задних дисковых барабанов, колодок или слишком слабое натяжение тормозного троса.
- Трос ручника замерзает и заклинивает. Во время езды на оголенной части троса может появиться влага, которая затем ночью замерзнет. Это приведет к блокировке тормоза.
- Тормозные тросы – самый чувствительный элемент ручника. Теоретически они защищены пластиковой оболочкой. Однако вода, грязь и пыль часто находят способ проникнуть внутрь. И тут трос схватывается и начинает корродировать . Оболочка также может быть подвержена механическим повреждениям.