Газовая турбина в танке? Советские конструкторы обнаружили его преимущества
Дизельные двигатели чрезвычайно популярны для танков. Однако популярность не означает, что она определенно доминирует. Потому что нет недостатка в конструкциях, в которых был выбран не дизель, а... газовая турбина, известная, среди прочего, с вертолетов. Хорошим примером является танк Т-80 конца 1960-х годов и СССР (который, в том числе, используется Россией на Украине). Привод автомобиля состоит из трехвальной турбины с двумя механическими компрессорами и одной свободной турбиной. Более того, он создан по силовой схеме. Он образует со всеми системами моноблок, что облегчает разборку в случае выхода из строя в боевых условиях.
Американские танки М1А2 «Абрамс» — одна из немногих конструкций в мире, использующих в качестве привода газовую турбину. Объясняем используемое топливо.
Танки M1A2 Abrams оснащены газовой турбиной Honeywell AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Газовые турбины не являются наиболее часто используемым приводом в танках, но у них есть много преимуществ.
Самый большой из них, по сравнению с дизельными двигателями, которые для получения соответствующего крутящего момента необходимо предварительно раскрутить, — это наличие мощности с «нуля». Это делает танк, использующий газовую турбину, гораздо более мобильным и может, например, быстрее отступить за дымовую завесу или другое препятствие местности, поставленное гранатами.
Во время боя задержка даже на одну секунду может означать поражение, например, летящей противотанковой управляемой ракетой (ПТУР). Например, ниже показан случай, когда украинский БТР-80 уклонился от ПТУР, а трагедия произошла буквально за несколько секунд.
Это основная причина, по которой, например, танки М1А2 «Абрамс» и некоторые варианты Т-80 оснащались газовыми турбинами. Однако они также имеют свои недостатки. К ним относятся высокая температура выхлопных газов и меньший КПД, а значит, танк с газовой турбиной проедет на одном баке гораздо меньше километров.
Это хорошо продемонстрировали шведские танковые испытания 1980-х годов, где соревновались Leopard 2, Leclerc и M1A2 Abrams. В тесте эксплуатационной автономности M1A2 Abrams потреблял 14,7 литра топлива на километр, тогда как европейский дизельный Leopard 2 потреблял 7,2 литра дизельного топлива на километр.
Honeywell AGT-1500 — сердце M1A2 Abrams, которое удовлетворит практически все
Танки M1A2 Abrams оснащены газовой турбиной Honeywell AGT-1500 мощностью 1500 л.с., которая представляет собой многотопливную установку. Турбина, используемая в «Абрамсе», имеет мощность 1500 лошадиных сил и 4 передачи вперед и 2 передачи назад. По дороге с твердым покрытием танк может развивать скорость до 67 км/ч, а по бездорожью – 48 км/ч. Однако установленные таким образом ограничения возникают не из-за блоков производительности, а из-за безопасности. Без упоров танк мог бы идти гораздо быстрее.
Турбина, используемая в «Амбрамсе», может работать на солярке, керосине, ракетном топливе, бензине или даже спиртовом растворе. Это главное преимущество на поле боя.
Однако в случае с «Абрамсом» предполагалось, что авиакеросин необходим, поскольку его использует армия США. Однако это не означает, что его обязаны использовать другие страны. В случае с американцами это облегчает логистику, поскольку самая «топливная» техника (танки и самолеты) использует одно и то же топливо.
Поэтому не бывает ситуации, когда, например, у ВВС нет топлива, а у находящегося рядом бронетанкового подразделения имеется избыток топлива. В свою очередь танки M1A2 Abrams будут работать на всем, что будет доступно.